Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Ребенок с нарушением интеллекта не задает вопросов об окружающем. Что делать?

Здравствуйте, уважаемые читатели моей странички.

Те, кто знаком с детьми, имеющими нарушение интеллекта, знают о том, что такие дети не задают вопросов об окружающем, они не проходят в своем развитии возраст «почемучек», у них нет интереса к узнаванию чего-то нового.

Всё это происходит из-за слабости познавательной активности детей, что и является основным признаком умственной отсталости. Ребенок как бы равнодушен и безразличен к происходящему, у него нет тяги исследовать что-то. Дети не задают вопросы как раз по этой причине, а также оттого, что умение задать вопрос является сложной мыслительной деятельностью, требующей развитых операций анализа и синтеза.

То есть для того, чтобы задать вопрос, нужно:

  • Хорошо воспринимать информацию (слуховую или зрительную),
  • Уметь анализировать ситуацию,

и в результате анализа:

  • Соотносить с теми представлениями, которые уже есть, для того, чтобы установить:

- понимаю я эту информацию или нет,

- достаточно мне её или мало, и нужно узнать что-то ещё, чтобы понять до конца.

  • И только после этого, если непонятно или недостаточно информации – задать вопрос.

Такой глубокой аналитико-синтетической деятельности у детей с нарушением интеллекта нет, поэтому и правильно задать вопрос они не умеют.

Итак, ребенок не задает вопросы, не лезет к вам, не отвлекает.. и вроде очень удобный ребенок получается, спокойный, тихий, не «дотошный». Только вот стоит ли радоваться и что получится в результате этого?

  • Резкое ограничение запаса знаний и представлений об окружающем,
  • Отсутствие интереса и желания узнавать новое
  • Умение задавать вопросы так и не появится, если специально его не развивать.

Это приводит к:

  • Равнодушному и безразличному отношению к непонятной информации, отсутствию желания спросить «а что это?», «а почему так?»
  • Без умения задавать вопросы – будет нарушаться диалогическая речь, т.е. умение общаться с собеседником.

Что же могут сделать родители, для развития познавательного интереса ребенка?

-2

Могу сказать – не ждите, когда ребенок начнёт чем-то интересоваться и спрашивать вас. Иначе ребенок до подросткового, а там и до взрослого возраста не будет владеть элементарными сведениями об окружающем.

  1. Рассказывайте ему сами, обо всём. Представьте, что ваш ребенок будет знать в итоге только то, что ВЫ ему расскажете, и ответственность за его знания и представления целиком и полностью лежит на ваших плечах. Самостоятельно никакие знания и представления у него не появятся, и самостоятельно сделать выводы из каких-то повседневных наблюдений ребенок не сможет. Дома, на прогулке, по дороге в школу, в магазин, при выполнении домашних обязанностей, где угодно – во всём находите то, что можно рассказать ребенку, на что обратить его внимание, о чем спросить, что показать. Если обычный ребенок многое увидит и поймет сам, то особенный – нет, и даже самые простые и очевидные на ваш взгляд вещи ему нужно объяснять.
  2. Объясняйте доступно, понятно – то есть правильно, но простыми словами, без терминов и наукообразных слов.
  3. Старайтесь опираться на все виды чувств ребенка – т.е. если говорите о чем-то, то обязательно покажите это, понаблюдайте, послушайте, потрогайте, если возможно – понюхайте или попробуйте, придумайте какие-то действия с этим предметом или явлением, чтобы ребенок мог что-то сделать на практике, поучаствовать в этом. Только тогда возможно запоминание нового. Помните, что чем больше видов чувств вы задействуете, тем прочнее будет запоминание новой информации.
  4. Чем более выразительно, красочно и интересно вы расскажете ребенку – тем вероятнее всего, что он быстрее запомнит это. Ведь мы обычно запоминаем только то, что интересно, ярко, понятно.
  5. Помните о том, что то, что вы рассказали и объяснили ребенку 1 раз – он не запомнит, как бы красочно и понятно вы ему не изложили. Нужно большое количество повторений. Если вы сказали ребенку, как называется какое-либо дерево – рассмотрите его со всех сторон, кору, цвет коры, форму дерева, форму листочков – на что они похожи. Соберите несколько листочков с разных деревьев и среди них найдите тот, о котором вы говорили.
  6. Найдите это дерево в лесу среди других, поищите отличия от других деревьев. Дома посмотрите картинки, раскрасьте это дерево, нарисуйте его, вырежьте его листики из бумаги по контуру и.т.д. И к такой деятельности необходимо будет возвращаться снова и снова, чтобы новая информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, и стала полноценным знанием ребенка.
  7. Обязательно задавайте ребенку вопросы, чтобы стимулировать его познавательную деятельность: что это?, для чего это…? чем…отличается от…? Потом вводите более сложные вопросы, начинающиеся с «почему..?».
  8. Ребенок не должен «выпадать» из окружающего мира, быть предоставлен сам себе. Вы должны постоянно его «тормошить», побуждать к мыслительной деятельности, сосредотачивать его внимание на предметах, явлениях и закономерностях, а также путём постоянного повторения и задавания ему вопросов – стимулировать развитие памяти, и способствовать переходу новой информации из кратковременной памяти в долговременную, т.е. запоминанию.

Таким образом, если вы будете рассказывать ребенку об окружающем, рассказывать доступно, понятно, интересно, с опорой на все органы чувств, и повторяя эту информацию регулярно – вы не будете давать ему «уйти в себя», закрыться от окружающего мира, ничем не интересоваться. Вы будете стимулировать его познавательный интерес, постоянное включение его в деятельность, в повседневную жизнь, в окружающий мир, а также постоянно развивать мышление и все его операции, восприятие, внимание, память и речь. А интересуясь окружающим миром, имея желание взаимодействовать с ним, стараться познавать и исследовать его - ребенок начнет задавать вопросы.

Помните о том, что развитие интереса к окружающему - одна из важнейших задач воспитания ребенка.

Обращали ли вы внимание на такие особенности своего ребенка?

Мои статьи на похожие темы:

Где учатся дети с ЗПР, аутизмом и нарушением интеллекта?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ13 мая 2021
Почему ребенок не ориентируется на листе бумаги? Какие игры и упражнения можно использовать?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ28 апреля 2021
Можно ли обучать ребенка с нарушением интеллекта в массовой школе? Об инклюзии
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ25 апреля 2021
Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ18 апреля 2021
Мышление ребенка с нарушением интеллекта - какое оно? Что нужно знать родителям и педагогам?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ15 апреля 2021
Как сделать развивающей любую прогулку с ребёнком?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ1 июня 2021
"Читает, но не понимает..." Учим особенного ребенка осознанному чтению
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ2 июля 2021
Как выучить стихи с особенным ребёнком? Приемы
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ25 июля 2021
Несколько «нужно» и «нельзя» в обучении ребенка с нарушением интеллекта
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ19 апреля 2022
На что обратить внимание при выборе коррекционной школы
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ28 июля 2022

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru