В прошлой статье мы немного потолковали об этимологии выражения «чудо-юдо», нынче же предлагаю рассмотреть: что же это за зверь такой, рыскавший в русских сказках и былинах?
Как я уже говорил, академик Рыбаков считал чудо-юдо самым глубоким архаизмом древнеславянской мифологии. В этом с Борисом Александровичем можно согласиться – и вот почему. Какой образ возникает у большинства наших соотечественников при этом выражении – «чудо-юдо»? Что-то неопределённое, диковинное и монструозное, пожалуй (хиханьки-хаханьки про чудо-Jude сразу отметём, в прошлый раз обсуждали). Возможно, вот эта неопределённость и свидетельствует о глубокой архаичности образа: он настолько древний и вместе с тем привычный, что использовался в старинных преданиях без объяснений и разъяснений (чудо-юдо – и чудо-юдо, всем всё понятно), но с течением времени о первоначальной сущности образа как-то забыли, образ расплылся и представляется ныне не очень чётко: не то змей-дракон, не то подводное страшилище – так, чудище...
Был у Бориса Александровича, склонного рассматривать былины как описания реальных исторических событий, и ответ на вопрос: что за зверь чудо-юдо? По Рыбакову это... мамонт.
Собственно, Борис Александрович выделил следующие общие черты, указывающие, по его мнению, на то то, что фольклорное чудовище – именно этот первобытный зверь:
1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.
2. Оно «хоботисто», или у него несколько голов на длинных шеях.
3. Схватка с чудищем происходит у Калинового моста, иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.
4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река); иногда чудище само извергает огонь.
5. Своих противников чудище «вбивает в землю».
Калинов же мост, по мнению Рыбакова – это ловушка для мамонтов.
Вот как академик историзировал перечисленные выше особенности:
Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины). Длинношёрстные мамонты, прорываясь сквозь «огненную реку», могли и сами быть носителями огня. Охотники, загнавшие мамонтов в яму, должны были окончательно одолеть их, распарывая чрево, пронзая копьями, забрасывая камнями. Мамонты же хватали охотников хоботами и, вероятно, действительно «вбивали в землю».
А вот старший преподаватель Кафедры общей словесности Филологического факультета МГУ имени Ломоносова Ирина Владимировна Захаренко выводит чудо-юдо от Идолища Поганого.
Идолище (Одолище) представляет собой противника русских богатырей, воплощение тёмных сил, татарщины. В былинах его портрет рисуется следующим образом:
Голова у него с пивной котёл,
А глазища у проклятого с пивны чаши,
А носище был калёна стрела,
В плечах косая сажень,
А туловье будто куча сена несметная.
Косая сажень на более привычный нам лад – это 2 метра 48 сантиметров.
В данном описании мы видим гротескные черты: Идолище не просто страшное, но и смешное в своей отвратительной безобразности. А ещё оно прожорливо сверх меры, вот как говорит о своём аппетите в одной из былин:
Хлеба я кушаю по печи,
И мяса я ем по целому стягу,
И пива я пью по три яндовы.
Фольклорист и этнолог Людмила Николаевна Виноградова считала чудо-юдо обобщённым образом вредоносной, нечистой силы. В изученных Людмилой Николаевной песнях отмечены черты чуда-юда как потустороннего существа, исходящая от него опасность и мотивы изгнания.
Известный собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев в своё время отмечал, что в одном из вариантов русской народной сказки о Морском царе и его вещей дочери Морского царя «замещает» «беззаконное» чудо-юдо. Чудо-юдо Александр Николаевич считал названием, придающимся мифическому змею, дракону-туче.
Откровенным змеем-драконом представлено чудо-юдо в русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» – здесь чудо-юдо представлено не в одном, а в трёх экземплярах о шести, девяти и двенадцати головах соответственно. Обитают сии чудовища за рекой Смородиной, переходят её по Калинову мосту, разъезжают верхом на конях и сжигают города-сёла огнём. Самое могущественное из них – то, что о двенадцати головах, оно обладает огненным пальцем, восстанавливающим потерянные в бою головы. За рекой Смородиной у чуда-юда стоят каменные палаты с жёнами-колдуньями и матерью-змеихой.
Не обошли вниманием чудо-юдо и альтернативные историки. Один из них, Валерий Никитич Дёмин, в своей теории утверждал, что чудо-юдо – суть русифицированный образ древнегреческой Медузы Горгоны.
Как видим, единого мнения о том, что же за зверь такой чудо-юдо, среди исследователей нет.
Список использованной литературы
- Афанасьев А. Н. XV. Огонь // Поэтические воззрения славян на природу : опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М.: Современный писатель, 1995.
- Булатов М. А. Гора Самоцветов. 1984.
- Виноградова Л. Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор: реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы / Институт славяноведения и балканистики АН СССР. – М.: «Наука», 1989.
- Дёмин В. Н. Загадки русского Севера. – М.: Изд-во «Вече», 1999.
- Захаренко И. В., Брилёва И. С. Зооморфные образы // Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь. – М.: Гнозис, 2004.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. 1963.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – Издание 2-е. – М.: «Наука», 1994.
- Поганое Идолище // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.