Удивительно, но огромные деньги защищают наших детей в мизерной степени! Вообще, бездарная и глупая трата денег – один из главных «непедагогических» бичей московского образования. Не воровство (о нем позже). Вернее, не только оно. А глупость и воровство вместе.
В Москве, как мы выяснили, денег на безопасность детей выделяется много и, на первый взгляд, тратятся они целесообразно и масштабно. Если ты не в курсе, то жми ссылку и поучаствуй в начале разговора. А мы пока разберемся, как они тратятся. Потом вернешься.
Когда надо что-либо купить (за незначительным исключением), будь то картридж или ремонт здания, школа начинает процедуры в соответствии с законом о закупках № 44. Задумка закона, может быть, и неплоха. А вот реализация…
Начну с того, что для работы по этому Закону создан целый ряд процедур и механизмов, все это обслуживает куча чиновников различного калибра. Они даже в школах в значительном количестве появились – сидят, считают, выделяют, урезают, заключают и т.д. Теперь по поводу того, как происходит закупка.
Предположим, мне надо установить домофон на «входную группу», как любят выражаться пафосные московские управленцы. Так как в моей ответственности не одно, а пять-десять школьных зданий, то это целый ряд работ и оборудования. Нужно заключать контракт. На небольшую сумму в полмиллиона-миллион рублей. Что я должен для этого сделать:
– раздобыть смету и проверить ее;
– отдать ее в работу «контрактнику», чтобы он заключил контракт и дождаться начала работ;
– проконтролировать качество расходников, оборудования и выполнения работ, принять по готовности.
А теперь подробнее.
Сметы обычно не покупаются. Не спрашивай, почему. Потому что. И не спрашивай, почему этим должен заниматься безопасник, а не контрактник. Потому что.
Ты выпрашиваешь смету у какой-то организации, которая еще не теряет надежды на призрачно-возможные прямые контракты со школой в обход Закона. Чаще всего такие сметы оказываются составленными на коленке. Бесплатная работа – она такая.
Далее смета прикрепляется к типовому контракту, который составляет человек («контрактник»), понятия не имеющий ни о безопасности, ни о домофонах, ни о том, как они будут устанавливаться. И которому вообще на это плевать. Контракт выходит на электронные торги – аукцион.
В ходе аукциона у него сильно снижается цена исполнения. Настолько сильно снижается, что ни одна… Позволю выделить отдельно и капсом – НИ ОДНА! – нормальная контора за него не возьмется. Поэтому очень скоро контракт выигрывает контора, принадлежащая к одному из двух типов. Либо это «левая» контора, которая прямо или через «субподряды» нанимает «специалистов» из братских республик аж со средним оконченным образованием. Либо это такая же контора, но не «левая». А «карманная». Карман понятно дело чей. Уточнять не буду. Но если надо – в комментарии.
Если это первый тип конторы, то с нее невероятными усилиями, через длительное время, но можно будет выбить паршивенькое исполнение работ. Наверное. Потому что часто бывает, что и не выбивают. А если тебе попался второй вариант, то тут все может быть еще хуже. Останешься и без денег, и без результата.
Штрафов дельцы не боятся. По сравнению с контрактами они мизерные. Фирмы-однодневки получают деньги, банкротятся, а ты сидишь с… как бы поцензурнее выразиться… ну, ты понял, с чем. Хотя буду честен, – так случается с более серьезными проектами. Например, с установкой пожарной сигнализации. А домофоны тебе поставят худо-бедно. Хотя, честно говоря, именно пожарную сигнализацию вывели из-под действия этого закона. Как так, ты спросишь, ведь закон федеральный! А вот так. Понимая, какой навоз получается на выходе у закупочных алгоритмов и видя, к чему приводили пожары в массовых местах, эти работы просто вывели из-под Закона. Сказал бы «и слава богу», но не скажу. Дело с места не сдвинулось. Воз, как говорится, и ныне там. В подавляющем большинстве школ Москвы «пожарка» – ровесник вступления Бориса Николаевича в КПСС.
Итак, установили тебе домофоны. После этого еще месяц-два ты требуешь и разными путями добиваешься устранения недоработок. Зачастую имеешь дело уже с другими «мастерами», оплачивая их труд напрямую из школьного бюджета, потому что относительно небольшие суммы можно тратить в обход 44-ого. Одновременно с этим ты должен запустить такую же процедуру на обслуживание домофона (они обычно очень часто ломаются). И ровно точно так же добиваться исполнения этого контракта. Только теперь это на целый год – срок исполнения контракта.
Специалисты контор и первого, и второго типа, как правило, имеют разную степень паршивости. Но в девяти из десяти случаев это именно степень паршивости. Потому что это либо фирмы однодневки, либо фирмы понахватавшие контрактов, чтобы хоть как-то существовать. И первые, и вторые спецов кидают. Оформляют без трудового и не платят. Конечно же людей у них, поэтому, всегда не хватает. И редко встречаются толковые парни.
В сухом остатке: деньги, говорят во всеуслышание чиновники, у вас (школ) есть. Заключайте контракты на любые необходимые работы. А мы (чиновники) будем выборочно проверять только необходимость этих работ и то, как они выполнены. На деле потратить эти деньги с умом не получается. Они растекаются сквозь пальцы. Через подставные фирмы в основном уходят в чиновьичьи же карманы. Качество "выполненных" работ отвратительное. В этой перманентной, очень нервной и опасной увольнением и статьёй трясине находится огромное количество работников школы. Многие из них по совместительству, в оставшееся от основных дел время, пытаются учить детей и заниматься классным руководством.
В следующий раз мы с тобой потолкуем о том:
- нужны ли вообще школе все эти камеры, домофоны, дистанционные доводчики на ворота, турникеты;
- какая охрана (ЧОП) в таких условиях возможна в школе и как она работает;
- своим ли делом в школе занимается зачастую ЕДИНСТВЕННЫЙ человек, хоть немного способный «в безопасность», как говорят дети.
А сейчас у меня к тебе два предложения.
Зная, что я тебе описал все лишь в общих чертах, попробуй понять, насколько быстро и просто можно описанные инженерные системы установить, как функционируют описанные системы, и насколько быстро устраняются частые поломки.
И второе. Если «букфмнога» и читать сложно, или, может, какие замечания есть – напиши в комменты, будь другом. Я попробую исправиться.
Бывай!
Продолжение разговора на тему тут. Жми!