Послушаем мнение.
Я думаю, многие не понимают, что́ именно сделал Эйнштейн и почему это было так революционно.
Величайшие достижения Эйнштейна (в части теории относительности) были идеологическими, а не математическими. Как говорили многие, Лоренц и Пуанкаре уже создали уравнения специальной теории относительности к тому времени, когда он до них добрался. Они даже названы в честь них двоих, а вовсе не Эйнштейна.
Эйнштейн показал, что эфир не нужен для решения этих уравнений. Всё, что вам нужно было сделать, это убрать абсолютную систему отсчета. Это было гигантское достижение, я считаю, гораздо большее, нежели создание самих уравнений. На самом деле, я не думаю, что большинство других учёных того времени даже пытались. Все они верили в эфир (который не был отброшен экспериментом Майкельсона-Морли, просто приведшим к более сложным конструкциям). Трудно осознать это задним числом, но в то время эфир считался правильной идеей. И большинство людей — даже среди учёных — не ставили его под сомнение.
Я думаю, что вполне возможно следующее. Если бы у нас не было Эйнштейна, эфир всё ещё мог бы витать в наших головах. Я не говорю, что к настоящему времени у нас не было бы правильных уравнений относительности — мы всё равно столкнулись бы с ними в результате экспериментов. Но, вероятно, всё было бы намного сложнее и заняло бы гораздо больше времени.
Квантовой теории поля потребовалось более 50 лет, чтобы действительно образовать прочный фундамент, а Эйнштейну потребовалось всего 15 лет, чтобы перейти от полного нуля к завершению общей теории относительности. Большая часть этого успеха продиктована правильной (или очень близкой к правильной) идеологией с самого начала.
К фундаментальным сдвигам в идеологии всегда прийти труднее. Рассмотрим пятый постулат Евклида. Людям потребовалось почти 2000 лет (до XIX века), чтобы понять, что можно действительно создавать «законные» геометрии без него. И это вовсе не потому, что неевклидовы геометрии обязательно сложны. На самом деле многие из них довольно просты. Возьмём, к примеру, поверхность сферы. Евклид знал о сферах. Каждый математик после него, вероятно, изучал их свойства. Итак, почему создание неевклидовой геометрии заняло так много времени? Только потому, что все считали, что пятый постулат (аксиома параллельности) незыблемо верен, а многие даже пытались вывести его из других. Если бы люди не верили в это, неевклидова геометрия могла бы появиться гораздо раньше.
Не сбрасывайте со счетов, насколько редко кто-то идёт против устоявшейся идеологии (а тем более, без убедительных прямых экспериментальных доказательств) и вдруг побеждает.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Пуанкаре предположил, что в принципе невозможно обнаружить абсолютное движение. Он был близок к теории относительности. Но всё же верно, что Пуанкаре придерживался неправильной философии, несмотря на верный принцип. Он всё ещё верил, что существует некий абсолютный фрейм, хотя его невозможно обнаружить.
Эйнштейн, пользуясь позитивизмом Маха, избавился от этого предположения. Пуанкаре заслуживает похвалы, но нужно отдать должное Эйнштейну за его главное достижение в специальной теории относительности (то есть, E = Mc ^ 2). Пуанкаре не принял специальную теорию относительности Эйнштейна, даже когда она была опубликована.
***
На самом деле Джеймс Клерк Максвелл был наставником Эйнштейна. Согласно Фейнману, величайшим учёным последних 10 000 лет был Максвелл, а не Эйнштейн (каким бы великим он ни был). Идеи, которые сделал популярными Эйнштейн, уже созрели и, вероятно, пришли бы из других источников. Никто не может знать наверняка. Кстати, Эйнштейн получил Нобелевскую премию за фотоэлектрический эффект, а не за теорию относительности.