Найти тему
"Калибр 7.62мм"

Пулемёт танковый ДТ-обр.1929г.

Пулемёт танковый ДТ, обр.1929г. ДТ - Дегтярева Танковый, разработанный 1929г. под калибр 7,62- мм, советским оружейником Василием Дегтярёвым.
Танковый пулемет был принят на вооружение под обозначением ДТ - 29. Он являлся
модификацией другого оружия, созданного Дегтяревым — ДП-27 (образец 1927 года). Работой над танковой вариацией занимался инженер Георгий Шпагин.
Данным пулемётом оснащались танки, бронемашины, бронепоезда и так далее.

-2
-3

Автоматика танкового пулемета работала на использовании энергии пороховых газов, которые отводились из канала ствола орудия. Что же касается запирания, то оно осуществлялось за счет разведения в стороны боевых личинок. Особую роль играл газовый регулятор. Он добавлял нужной производительности при стрельбе в экстремальных условиях. Например, при повышенном загрязнении, запылении, чрезмерно высокой или же низкой температурах.
Стрельба очередями была возможна благодаря ударно-спусковому механизму. При этом, как уже было сказано выше, длина очереди была разной. Здесь, кстати, скрыто одно из главных преимуществ ДТ-29. Даже плохо подготовленный солдат мог без особых проблем разобраться с пулеметом и вести огонь (если есть необходимость) очередями по 3-5 патронов. За блокирование деталей спускового механизма отвечал предохранитель флажкового типа. А специальный пламягаситель конусообразной формы отвечал за маскировку пламени во время выстрелов.
ДТ-29 оснащался громоздким и неудобным магазином с однорядным расположением патронов. Сам же танковый пулемет получил новый дисковый магазин. В нем патроны находились сложенными в 3 ряда. И таким образом он мог вместить в себя 63 патрона, оставаясь более компактным, чем у предшественника. К примеру, в тот же ДП-27 помещалось на 16 меньше.
Что касается патронов. Для ДТ-29 использовались стандартные винтовочные патроны с легкой пулей 7,62х54 мм образца 1908 года. Но если требовала ситуация, стрелок мог заправить диск бронебойно-зажигательными, бронебойными, а также трассирующими пулями.
Чтобы ДТ-29 можно было разместить на танке, Шпагин создал специальную шаровую установку. С ее помощью удалось добиться быстрого и беспрепятственного наведения оружия на цель, причем как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. Кроме этого, установка обеспечивала надежную фиксацию пулемета в любом положении. Стрелка от вражеских пуль и осколков снарядов надежно защищали крупные узлы самой же установки. В общем, Шпагин сумел воплотить в жизнь очень удачный проект.
На цель ДТ-29 наводился диоптрическим прицелом. Он также легко регулировался в любой плоскости. Была, конечно, и традиционная мушка. Ее закрепляли в специальном окне шаровой установки. Прицел же выставлялся на расстояние от 400 до 1000 метров (шаг в 200 метров). Шпагин предусмотрел все: для стреляных гильз, дабы они не попадали внутрь танка, был прикреплен специальный гильзоулавливатель, сделанный из парусины.
Не обошел вниманием Георгий Семенович и приклад. На ДП-27 он был выполнен из дерева и являлся недвижимым. А вот на ДТ-29 приклад уже сделали металлическим и выдвижным. В сдвинутом до упора положении пулемет и крепился на шаровую установку. А если возникала необходимость, его легко можно было от нее отсоединить.

-4

Если же во время боя танк выходил из строя, экипаж мог отбиваться от противника при помощи ДТ-29, используя его как ручной пулемет. Полковник П.Н.Тищенко, возглавлявший штаб 29-го стрелкового корпуса, вспоминал: «В июне 1941 года на южной окраине Вильнюса я присоединил к нашему штабу танкиста — башенного стрелка из 5-й танковой дивизии, который еле волочил ноги, но упорно продолжал идти, неся на плече танковый пулемет. Он рассказал, что бойцы 5-й танковой дивизии оказывали врагу упорное сопротивление, пока у них были боеприпасы и горючее. Однако затем его экипаж вынужден был подорвать танк, сняв предварительно с него пулемет».
Модернизация обоих пулеметов (ДП-27 и ДТ-29) прошла в 1944 году. Рестайлинг затронул конструкцию многих деталей и узлов. Поэтому появилась возможность их производства методом штамповки. А возвратно-боевую пружину передислоцировали в спусковую раму.
После процедуры модернизации ДТ-29 получил новое название — ДТМ. А в серию новинка отправилась с 1945 года.

-5

Уважаемые читатели, прошу поддержать мой канал подпиской и коментариями 🤝