Двадцать первого апреля по всей стране прошли акции протеста, главным требованием которых был допуск личного врача к Алексею Навальному. За многочисленными митингами последовали многочисленные задержания, которые продолжаются и спустя почти месяц. Помимо них после акций последовали еще и увольнения. Одной из первых уволенных стала активистка Яна Холодова, о которой мы уже писали. На прошлой неделе стало известно о сорока, а затем и сотне сотрудников Мосгортранса, которых попросили написать заявление по собственному желанию под страхом увольнения по статье. Как правило, за прогул.
С нами связался один из уволенных сотрудников, чтобы рассказать свою историю. Роман Розыкулыев работал в Метрополитене много лет — с 2008 до 2010 и с 2014 по 2021 на разных должностях: тоннельный рабочий по ремонту сооружений, помощник тоннельного мастера, собственно тоннельный мастер.
— У вас есть семья?
— Я разведён. Воспитываю сына, соответственно выплачиваю алименты и содержу его вместе с бывшей супругой. Сам я выпускник детдома, поэтому никакой поддержки родственников у меня нет.
— Как работодатель узнал о вашей регистрации на сайте free.navalny?
— Внутри меня стыд побеждает страх. За деятельностью Навального я слежу с 2017 года, посещаю митинги, начиная с акции «Он вам не Димон». Был зарегистрирован на сайте free.navalny.com и ходил на митинг 21 апреля. Руководитель [Высквырка Станислав Геннадьевич, первый заместитель начальника службы пассажирских обустройств дирекции инфраструктуры] мне позвонил через несколько дней и спросил, был ли я там. Я подтвердил, он заявил, что напишет в службу безопасности метрополитена, а также передаст информацию в ФСБ. Спросил, зачем я раскачиваю лодку и зачем пошёл на митинг.
— Знали ли ваши коллеги о ваших оппозиционных взглядах?
— Руководство ко мне отрицательно относилось по этому вопросу всегда, потому что на участке некоторые коллеги на меня доносили начальству. Если кто-то интересовался моей политической позицией — я её объяснял и рассказывал. Никому я не навязывал своё мнение, только рассказывал, если интересовались.
— Какие у вас были отношения с коллегами?
— По большей части хорошие. Но они боятся потерять работу и молчат. У меня большой авторитет в коллективе, так как я вышел из рабочих в руководители среднего звена и никогда не заносился.
— Как вам сообщили об увольнении, на каких условиях?
— Сказали, что могут посодействовать, чтобы не испортить мне жизнь. Предложили уволиться по собственному желанию. Дали время подумать несколько дней, в противном случае сказали, что я буду уволен по статье.
Статья, о которой говорит Роман, — пп. А п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, «Прогулы». Насколько нам известно, именно по ней угрожали уволить большинство сотрудников, если те не напишут заявление по собственному желанию. Врученное ему заявление Розыкулыев отказался подписывать, поэтому его трудовая книжка все еще находится у руководства. Пропуска, тем не менее, он лишен, так что доступа к работе не имеет.
Приказ об увольнении подписан неким Д.А. Дощатовым, первым заместителем начальника метрополитена. Роман предположил, что именно этот сотрудник подписывал все приказы об увольнении сотрудников, которые регистрировались на сайте free.navalny. У Романа отобрали бесконтактную смарт-карту, но, так как он отказался подписывать приказ об увольнении, трудовую книжку ему не вернули. Он находится в подвешенном состоянии — на старую работу не прийти, на новую не устроиться.
Роман уже связался с юристами Штаба Навального и намерен оспаривать свое увольнение.
Анна Лойко