Найти в Дзене
Открытая семинария

Как ожидание Второго Пришествия в 1492-ом году изменило курс русской истории

Оглавление
Надеюсь, вы простите мне, что во всем этом цикле я использую фото с поездки - для меня это и память, и проще, чем что-то искать по интернету.
Надеюсь, вы простите мне, что во всем этом цикле я использую фото с поездки - для меня это и память, и проще, чем что-то искать по интернету.

Мы начали уже говорить о том пути, который прошла Москва - от Иерусалима к Риму, говоря образно. Москва в курсе своей истории сделала однажды (конкретно - в 1492-ом году) крутой поворот и, оставляя за спиной Русь как царство Божие, как Иерусалим, поплыла в сторону блестящего, могущественного имперского Рима. Потом она попала в неизбежный для империи водопад 1917-го и пала, как падает всякий Рим (вопреки известным словам инока Филофея, которые освежу в вашей памяти чуть ниже).

Начало разворота

Мы говорили в предыдущих публикациях о том, что изначальным христианским самосознанием Руси было христианское царство - Новый Иерусалим. На имперский путь Русь подбила приехавшая из Рима, а прежде из Царьграда (Нового Рима) Зоя Палеолог, вторая жена Ивана Третьего. Это в ее духе, по ее, можно сказать, заказу инок Филофей (псковского Елизарова монастыря) написал около 1524-го года ставшие знаменитыми слова:

«Храни и внимай, благочестивый царь, что все христианства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать.»

Эти слова я не воспринимаю однозначно, и никто не воспринимает однозначно - хотя бы уже потому что, безусловно, пало это царство в 1917-ом году. Да и логика этого красивого по форме высказывания - делеко не безупречна. Первый Рим - пал. Второй Рим - пал. И вот эти гробокопатели, погубившие оба Рима, добрались до Москвы. И что же будет? Когда третий раз наступают на те же грабли - можно догадаться, что результат будет таким же. Но дам немного истории, так как у меня все мысли имеют длинные корни.

-2

Инок Филофей не был первым, кому принадлежала идея. Главный и первичный тезис был выдвинут существенно ранее московским митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии». Об этом говорится, кстати, и в документальном фильме теперь уже митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок», который транслировался по телеканалу Россия.

-3

Только Митрополит Зосима писал о Руси не как о Новом Риме, но как о новом Иерусалиме. С принятием христианства в самосознании русского общества Русь заняла место Новой Палестины, а Москва – Нового Иерусалима (о чем мы уже неоднократно говорили). Но почему о России стали говорить как о Новом Риме?

Это связано с определенными историческими событиями и их толкованием на Руси - в особенности же в связи с ожиданием церковью в 1492-ом году Второго Пришествия. Приведу немного истории.

В 1454-ом году под ударами Турецкой империи пал Константинополь – или Новый, Второй Рим, как его называли. Падение Константинополя напрямую связывалось в сознании русского человека с Флорентийской унией, заключенной греками с католиками в стремлении спастись от турецких завоевателей. Но это не помогло, и русские рассматривали падение Византии как Божию кару за унию с Первым Римом – то есть Римом католическим, отступившим, как считалось, от истинной веры.

Митрополит Зосима рукополагает 18 ноября 1490 года игумена Авраамия в епископа Коломенского. Лицевой летописный свод Книга 17 стр. 140
Митрополит Зосима рукополагает 18 ноября 1490 года игумена Авраамия в епископа Коломенского. Лицевой летописный свод Книга 17 стр. 140

Согласно греческой традиции и летоисчислению, вскоре за падением Византии, которая рассматривалась как последний оплот христианской веры, должен был наступить и конец света. Византия в греческом богословии рассматривалась в роли “катехона”, что в переводе с греческого означает “удерживающий”. После развала, устранения “катехона”, антихрист (в ту пору с приходом антихриста ассоциировали завоевания турок) устроит свою власть – но ненадолго, так как сразу вслед за этим последует освобождение народа Божия - Второе Пришествие Иисуса Христа.

-5

Традиционные греческие и русские церковные календари (пасхалии) - а вслед за ними, естественно, и русские календари - заканчивались 1492-ым годом. Считалось, что мир простоит семь тысячелетий от своего сотворения, вплоть до 1492 года – в этот год по греческим календарям истекал 7000 год с момента творения. Разделяли эту точку зрения и многие из русского духовенства. Официальные документы, указывая на грядущий 1492-ой год предупреждали:

"Зде страхъ, зде скорбь, аки в распятии Христове сей кругъ бысть, сие лето и на конецъ явися, въ неже чаемь и всемирное Твое пришествие."

И вот тут на сцену и выходит митрополит Зосима. И самым знаменитым деянием Зосимы на посту митрополита стало составление новой Пасхалии, или календаря, который не заканчивался, а начинался с 1492 г. Это было очень смелым, даже дерзким шагом, и он подвергся резкой критике со стороны тех церковных лидеров, в том числе преподобного Иосифа Волоцкого, кто полагал, что в этом году наступает конец света. Зосиму обвиняли в том, что он не верен церковной традиции, судили как еретика, сняли с поста митрополита и отправили в ссылку.

-6

Но Зосима оказался прав: история не заканчивалась в 1492-ом. Если суммировать позицию свергнутого митрополита Зосимы, то ее можно было бы сформулировать примерно так: "Два Рима пали - и всякий город, пошедший этим путем падет. А Русь, как Новый Израиль, как царство народа Божия, должна пойти своим путем - путем Божьего града, Иерусалима, потому что Рим не вечен, а Иерусалим, согласно пророчеств, сделается столицей мира, городом великого Царя."

Но что же было делать Иосифу Волоцкому, Геннадию Гонозову и всем остальным церковникам, оказавшимся во главе Русской церкви после отставки Зосимы и разгрома "еретиков"? Пришел 1492 год, и прошел. Надо было объясняться с народом, с Богом, с самим собой...

Тогда и пришел тот тезис, который чуть позднее в кратком виде сформулирует инок Филофей. В своем развернутом виде этот тезис утверждал, что 1492 год отметил рождение Нового Рима - Москва заняла место падшего второго Рима (Византии). А так как прошло 7000 лет от создания мира, то наступило Тысячелетнее царство. Это означало, что все пророчества были исполнены, и Москва уже вступила в период Тысячелетнего имперского правления миром. Поэтому она не может пасть.

Не все православные мыслители и богословы приветствовали преобладание идеи Третьего Рима над идеей Нового Иерусалима. Некоторые полагали, что мессианская идея Филофея подталкивала Русь к отречению от древнерусского идеала святости.

-7

Русский религиозный философ Георгий Федотов, к примеру, видел негативные стороны концепции Москва – Третий Рим. Он писал:

«Поколение Филофея, гордое даровым, не заработанным наследием Византии, подменило идею русской Церкви - „святой Руси” - идеей православного царства. Оно задушило ростки свободной мистической жизни (традицию преподобных Сергия Радонежского, Нила Сорского и других) и на крови и обломках старой, свободной Руси построило могучее восточное царство, в котором было больше татарского, чем греческого».

Конечно, мы здесь не для того, чтобы судить – кто был прав, кто неправ. История сама расставляет все точки над «и». Наша же задача – проследить развитие тех идей, которые помогают нам понять – что же такое Россия, и к чему она призвана?

-8

Выводы

Своего развития идея Москва – Иерусалим достигла в период великого княжения Ивана III (1462–1505 гг.), которая вошла в историю как эпоха возникновения Российского государства. Женитьба в 1472-ом году великого князя Московского на племяннице последнего византийского императора не только подняла престиж Русского государства, но и позволила говорить о преемственности с Римской империей – то есть с Византией. Об этой приемственности заговорили с особой силой после 1492-го года, объясняя ей "конец времени", которые знаменовали греческие пасхалии и тот факт, что Иисус Христос в назначенное греками время не явился.

Позднее эта позиция будет (вынужденно) скорректирована и смягчена, но поворот был сделан: Русь встала на путь римский, путь имперский, на котором и закрепит ее окончательно Петр Первый. И на котором ее, вопреки уверениям инока Филофея, ждало страшное падение.

Я хотел было заканчивать этот мини-цикл, мини-отчет о размышлениях в поездке этой статьей, но многое остается недосказанным - особенно относительно разницы между моделью Нового Рима и Нового Иерусалима. Поэтому надеюсь еще вернуться к этой теме и показать, как тема Рима вырастает в пророчествах в тему Вавилона, а тема Иерусалима - в тему царства царей от восхода солнечного и в тему Царства Божия.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.