После установки арки нового безопасного конфайнмента в проектное положение над объектом «Укрытие» по отдельным датчикам наблюдается рост нейтронной активности в скоплениях топливосодержащих материалов в зоне распплавления подреакторной плиты в помещении 305/2.
Журнал Science опубликовал статью, в которой сообщается о ядерных реакциях деления в массе уранового топлива, похороненного в глубине реакторного зала Чернобыльской АЭС. Авторы издания отметили, что необходимо принять меры для предотвращения новой аварии.
Однако пресс-служба Чернобыльской атомной станции утверждает, что такой рост не превышает пределов безопасности, а суммарная нейтронная активность продолжит расти в незначительной степени до достижения оптимального соотношения ядерного топлива к воде.
«Такая ситуация прогнозировалась еще до надвижки арки НБК и происходит в результате процесса утраты воды переувлажненной средой слоя черных лавообразных топливосодержащих материалов, которые расположены выше (отм. +9,00 ÷ + 9,70) потенциальных ядерноопасных скоплений. При дальнейшем обезвоживании этой среды прогнозируется незначительное падение или аномально длительный период неизменных показаний плотности потока нейтронов, — говорится в официальном заявлении ЧАЭС. — Текущие уровни не представляют угрозу возникновения самоподдерживающейся цепной реакции деления. Существуют системы, которые выполняют функции безопасности, в том числе системы поддержания ТСМ в подкритическом состоянии. В случае превышения пределов безопасной эксплуатации, в зону роста вводится нейтронопоглощающий раствор в соответствии с технологическим регламентом».
Новый безопасный конфайнмент имеет проектный срок эксплуатации 100 лет. Его строительство обошлось в 1,5 млрд евро. Арка сделала невозможным прямое влияние на «Укрытие» осадков, солнечных лучей и ветра, создававшего воздушные потоки внутри объекта и выносящего за его пределы радиоактивные аэрозоли.
Кориум формировался за пределами научно-исследовательских лабораторий лишь трижды в истории: на реакторе «Три-Майл-Айленд» (Three Mile Island) в Пенсильвании в 1979 году, в Чернобыле и при расплавлении реактора в Фукусиме в 2011 году.
Однако из этих трех случаев формирования кориума только при аварии на Чернобыльской АЭС ядерная лава смогла вырваться за пределы реактора. Расползшуюся радиоактивную массу атомщики называют «слоновьей ногой».
В современных российских системах защиты реактора «ловушка расплава» сооружается непосредственно под ним (на дне шахты) и представляет собой конусообразную металлическую конструкцию общим весом около 750 тонн. Ловушка заполняется специальным, так называемым «жертвенным материалом» (наполнителем), состоящим в основном из оксидов железа и алюминия. Наполнитель растворяется в расплаве топлива для уменьшения его объёмного энерговыделения и увеличения поверхности теплообмена, а вода по специальным трубопроводам в корпусе ловушки заливает эту массу.