В июле 2006 года в Стрельне (пригород Санкт-Петербурга) были обнаружены обломки торпедного катера времен Второй мировой войны. Эксперты выяснили, что катер принадлежал 10-й флотилии штурмовых средств итальянских ВМФ под командованием Юнио Боргезе. Такими катерами пользовались боевые пловцы. Так как Юнио Боргезе использовался только в особо важных случаях, то возникло предположение, что немцы в ходе осады Ленинграда 1941-1944 годов хотели захватить его с моря.
Морская блокада Ленинграда
Немцы и финны установили вокруг Ленинграда с моря минные заграждения. Это было сделано потому что, немцы не собирались использовать против Ленинграда крупные силы своих ВМФ. Так, вначале для морской осады города Ленина было выделено всего 6 подводных лодок.
Зато против советских ВМФ немцы активно использовали ВВС.
Итальянский ВМФ в осаде Ленинграда
Немцы не обладали достаточным количеством легких торпедных катеров. В то же время ими обладали их союзники итальянцы.
Поэтому, по запросу немецкого командования в 1942 году на Ладожское озеро были отправлены 4 торпедных катера типа MAS (Motoscafo Armato Silurante) с итальянскими экипажами.
До зимы итальянцы препятствовали советскому транспортному сообщению по Ладожскому озеру (Дорога жизни), а зимой были отправлены в Таллин. Позже катера были переданы финской стороне, а итальянские экипажи вернулись на родину. Но это не были катера 10-й флотилии.
10-я флотилия МАS
Главную боевую силу 10-й флотилии составляли боевые пловцы. Их оружием были торпеды, которые боевые пловцы вручную доставляли к цели и подрывали ее. Также использовались мины.
Но на Балтике такой метод был неприемлем, из-за того, что климат здесь более суровый, чем на Средиземном море.
Поэтому здесь собирались использовать радиоуправляемые катера, которые должны были взорвать советские корабли в ленинградской акватории. Катера базировались в Стрельне.
Советские легкие подводные силы в осажденном Ленинграде
Как известно, для проведения разведки маршрута Дороги жизни использовались водолазы.
Статья по теме: "Малая и Большая дороги жизни", спасшие блокадный Ленинград и осажденный Кронштадт
Кроме этого, в 1943 году советские моряки смогли пробраться по дну канала, ведущего в Стрельню и уничтожить радиоуправляемые катера. Таким образом, они предотвратили крупную диверсию немцев, которая могла уничтожит советские ВМФ и способствовать захвату Ленинграда с моря.
Указанное мог совершить отряд водолазов из сорока моряков 1-й бригады морской пехоты Балтийского ВМФ, созданный в апреле 1941 года. Отряд был создан для проведения диверсионной деятельности против вражеских ВМФ
- Согласно приказу наркома ВМФ от 11 августа 1941 года при разведотделе Балтийского флота была сформирована «Рота особого назначения» (РОН) в составе 146 человек, укомплектованная командирами и водолазами, получившими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и подразделениях ЭПРОНа. Командиром роты был назначен лейтенант Иван Васильевич Прохватилов - Википедия
Кроме того, в ноябре 1942 года РОН уничтожил строившийся для итальянских катеров причал в Петергофе. Операция носила название "Бурлаки".
Скорее всего были и другие операции, но из-за засекреченности деятельности РОН они не известны (в октябре 1945 года подразделение было расформировано). Но главное, они смогли предотвратить немецкую диверсию против советских ВМФ, которая могла уничтожить защиту Ленинграда с моря.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Что ещё знаете о деятельности итальянского морского спецназа времён Второй мировой войны?
Если заинтересовала эта тема, то прочитайте о том, как советские моряки взяли неприступную крепость Лиинахамари:
Как советские войска взяли крепость, которую было невозможно взять - Лиинахамари