Найти тему
Занудный балет

Принцы датские: топ-10 нордических красавцев балета

Датский балет - один из ведущих в мире, и тем не менее, для нас продолжает оставаться чем-то неизведанным. Многих ли датских танцовщиков вы можете назвать вот так, с ходу? В общем, этот пост для тех, кто совсем плавает в этой теме. Ну а для тех, кто и так всех знает, повод еще раз вспомнить об этих замечательных танцовщиках. И еще раз взглянуть на эту эстетику, которую заложил в свое время Август Бурнонвиль: чистейшая, скоростная работа ног, обилие заносок, руки по базовой позиции, зависающие прыжки более по вертикали, чем в даль. И все это максимально легко, так, как будто танцовщик делает движения между прочим и не прикладвает никаких усилий.

Эрик Брун (1928-1986)

В 20 веке Дания дала миру множество великолепных танцовщиков мирового класса, однако особняком среди всех стоит Эрик Брун. Наверное, можно сказать, что именно он и стал первым, кто прорвал датскую изолированность и стал первой датской звездой, узнаваемой во всем мире.

Брун учился в школе Королевского балета Копенгагена, был принят в его труппу, был среди фаворитов руководителя балета Харальда Ландера, однако какая-то неведомая сила увлекала его в еще совсем юные годы за кордон. В конце 40-х Брун уехал в США, обосновался в Американском балетном театре, а спустя какое-то время, благодаря дуэту с Алисией Марковой в балете "Жизель", стал настоящей суперзвездой мирового балета и эталонным Альбрехтом на года.

Вариации из "Сильфиды", "Спящей красавицы", "Лебединого озера"

Танцем Бруна в свое время был покорен Рудольф Нуреев. По сути дела, лишь Бруна он и признавал за равного танцовщика, который еще может его чему-то научить.

Судьба отвела Бруну не такую уж долгую жизнь. Проблемы со здоровьем вынудили его покинуть сцену в начале 70-х, а в итоге из-за онкологии (семейное заболевание) Брун ушел из жизни лишь в 57 лет.

Хенинг Кронстам (1934-1995)

Если Брун искал счастья за рубежом, то Хенинг Кронстам стал легендой, никуда не уезжая. Всю жизнь он посвятил служению Королевскому театру, где в качестве танцовщика исполнил 130 партий, а затем стал и главным балетмейстером. Кронстама хвалили за чистоту стиля, нюансировку, отмечали его привлекательную внешность и благородную манеры. А были даже и те, кто предпочитал его танец танцу Эрика Бруна.

-2

За границей Кронстам тоже немного засветился: был приглашенным танцовщиков в Joffrey ballet, г. Чикаго,а также в труппе маркиза де Куэваса (это первая труппа Рудольфа Нуреева после побега на Запад).

"Кармен" Р. Пети, Тореадор

При этом, как выясняется, всю жизнь он боролся с маниакально-депрессивным расстройством, а умер в 60 лет от болезни кровообращения.

А следующие четыре танцовщика знамениты своими выступлениями в труппе Джорджа Баланчина "Нью-Йорк Сити Балле". Баланчин любил мелкую технику, и здесь датчане были как нельзя более ко двору. Кроме того, они зарекомендовали себя как прекрасные партнеры. Но самое главное, они не преступали главного завета Баланчина: не выделяться. Главная звезда в его труппе - это он сам, точнее, его хореография.

Адам Людерс (1950)

-3

Людерс отдал труппе Баланчина целых 19 лет (1975-1994). До того успел потанцевать и в родном Королевском балете, а также в Англии.

Вариация Джеймса, "Сильфида"

После завершения карьеры танцовщика стал педагогом Траста Баланчина, помогая ставить его балеты.

Иб Андерсен (1954)

Ученик в т.ч. и Веры Волковой (как и Брун), Андерсен в свое время стал самым молодым премьером Королевского балета лишь в 20 лет. В Дании он зарекомендовал себя как блестящий исполнитель балетов Августа Бурнонвиля, выделяясь своим мастерством в темпах allegro, сверкающими batterie и парящими прыжками.

-4

В 1980 году его заметил Баланчин и пригласил в свою труппу, где Андерсен смог выучить репертуар в 35 балетов за 3 месяца. После 10 лет выступлений в составе труппы, стал пробовать себя как балетместер, и также стал педагогом Траста.

Оберон, "Сон в летнюю ночь"

Питер Мартинс (1946)

Этот танцовщик стал самым ярким представителем датского балета в труппе Баланчина, куда попал также после Датского Королевского балета. Перетанцевал там огромное количество партий, прославился как сильный технарь и незаменимый партнер.

-5

После окончания карьеры Мартинс стал худруком и главным балетмейстером труппы (этого перед смертью желал сам Баланчин). На родине его заслуги оценили орденом Датского флота, который он получил из рук датской королевы Маргарет II, и званием Командора.

"Чаконна" (К. Глюк), вместе с С. Фаррелл

В 2017 году Мартинс стал жертвой моды на разоблачения дел давно минувших (это когда кто-то вдруг начинает вспоминать к примеру о домогателствах, якобы имевших место сколько-то лет назад). Анонимные доносчики стали вспоминать о том, что Мартинс в 80- и 90-е годы неоднократно злоупотреблял своим служебным положением, нередко применял физическую силу и требовал сексуальных услуг. Помимо этого, выяснилось, какой он еще и плохой муж, и как он плохо себя ведет в семье. После 30-ти лет у руля труппы Мартинс сложил свои полномочия.

Николай Хюббе (1967)

Еще один классный технарь и непревзойденный Джеймс из "Сильфиды" (при этом чуть ли не единственная запись бурнонвильской "Сильфиды" в исполнении труппы Датского балета, что можно найти в инете, как раз записана с ним).

-6

Хюббе также в определенный момент последовал за океан, правда, в 1992 году, когда Баланчина уже не было в живых. В составе "Нью-Йорк Сити Балле" танцевал целых 17 сезонов в качестве премьера.

И опять Джеймс

Ну а сейчас Хюббе, ни много ни мало, является художественным руководителем Королевского балета Дании.

Питер Шауфус (1949)

Окончив школу Королевского балета, Шауфус практически сразу стал танцовщиком-пилигримом. Кировский, Американский балетный театр, Парижская опера, Датский королевский балет, Национальный балет Канады, Королевский балет Лондона и Нью-Йорк Сити Балле, Deutsche Oper в Берлине, Штутгартский балет, Берлинский балет, Венский балет, Марсельская труппа Ролана Пети, балет Цюриха, Ла Скала... Проще перечислить, где он не танцевал.

-7

На определенном этапе своей жизни Шауфус возглавил Лондонский Фестивальный балет, который при нем как раз получил свое современное название - Английский национальный балет. В 80-х годах попытался там запустить новый проект бэби-балерин, пригласив многообещающих техничек не старше 15 лет - Кэтрин Хили, Тринидад Севильяно и Сьюзан Хогард. Однако новым трио Туманова-Баронова-Рябушинская они не стали.

Вариация Базиля, "Дон Кихот"

Кеннет Грив (1968)

Рано покинул родную землю и этот викинг ростом 193 см (в отличие от якобы "викинга" Бруна, который на самом деле был всего-то лишь чуть выше 170-ти). В конце 1980-х пытался штурмовать Парижскую оперу. Бывший в тот момент там худруком Рудольф Нуреев был от него без ума, и продвигал так рьяно в обход всем традициям, что в итоге за это поплатился своим постом. Труппа взбунтовалась, Нурееву пришлось уйти.

-8

Грив вернулся обратно в Данию, где многие годы танцевал в Королевском театре, а его партнершей была статная красавица Силья Шандорф (кстати. с Волочковой Грив также как-то танцевал). А сейчас уже в течение многих лет руководит Финским национальным балетом.

32 фуэте в исполнении Кеннета Грива, "Этюды", Х. Ландер

Йохан Кобборг (1972)

А это уже танцовщик рубежа веков, звезда Лондонского королевского балета, вместе с балериной Алиной Кожокару составивший ярчайший балетный дуэт начала 20 века.

-9

Вообще Кобборг изначально обучался пению, а в профессиональный балет пришел лишь в 16 лет. 3 года ему понадобилось, чтобы постигнуть тайны бурнонвильской школы, еще столько же - чтобы стать премьером Королевского балета Дании. Конечно же, одной из его коронных партий является партия Джеймса в "Сильфиде", и, к слову, именно он ставил этот балет в Большом театре в 2008 году, и там он идет и до сих пор.

Голубая птица, "Спящая красавица", с Корин Тристан

Надо сказать, что талантом постановщика Кобборг тоже не обделен. В 2019 году успех у зрителей и критики снискала его "Ромео и Джульетта" с Сергеем Полуниным и той же Кожокару в главных партиях.

  • Ну и неполным будет список без знаменитого танцовщика, хореографа и руководителя Королевского балета, Флеминга Флиндта,

С балериной Тони Ландер в "Па Весталки"

а также самого первого лауреата "Бенуа танца" в 1992 году - Александра Кьёлпина:

Па-де-де "Фестиваль цветов в Дженцано"

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.