В истории Русской Православной Церкви было всякое, только грязь к ней никогда не прилипала. Что же происходит сейчас? К модернистам можно относиться по-разному, но надо отдать должное их упорству, умению планировать на десятилетия вперёд, а главное, достигать поставленных целей.
В отличие от нашумевшей 11 лет назад выставки «Двоесловие» проходившей в притворе Домового храма св. мц. Татианы при МГУ, тихо и незаметно завершается «Первая Биеннале Христоцентричного искусства».
Не правда ли, несколько непривычное название для русского православного человека? Кто-то даже задумается над словом «биеннале» и полезет в словарь узнать, что оно латинского происхождения и означает всего лишь художественную выставку или творческий конкурс проводимый раз в два года. Наиболее известная биеннале - Венецианская,- существует с 1895 года и является самой престижной площадкой международного авангарда.
Почему 10 лет назад прошла «выставка», а сейчас, для того же самого действа, использовано новое слово «биеннале»? Почему, в названии, латинское вытеснило русское? Модный тренд, увы. К сожалению, после Гаванской встречи многое изменилось в отношениях наших церковных иерархов и Ватикана, да и просто, организатору благословившему данное мероприятие латинское ближе к сердцу, а что у тебя на сердце, то и хочется нести людям. Полезно это людям или нет, это уже другой вопрос.
Опять же, используя новый термин в старой теме, можно назвать эту выставку-биеннале ПЕРВОЙ, чтобы припорошить загадочной латиницей скандал одиннадцатилетней давности и всё начать с нуля, а в обозримом будущем, сделать это «доброй традицией» скорее всего с участием наших ватиканских партнёров по вере.
Первая цель, поставленная церковными модернистами десять лет назад, достигнута - в приделе университетского храма было приоткрыто «окно Овертона», вернее сказать канализационный люк, а дальше по-накатанному, дело техники и терпения. Процесс продолжается и интересанты те же, куратор первой выставки Гор Чахал (Гор Размикович Оганисян), был приглашен митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) курировать новую, уже не выставку, но биеннале.
Организаторы этих выставок провели работу над ошибками и то, что биеннале проходит в абсолютной информационной тишине, особенно со стороны православных традиционалистов, говорит об «удаче» этого проекта. Не последним фактором такой тишины стало и то, что засевшие в высшей церковной власти экуменисты, используя (ко времени появившуюся) пандемию, семимильными шагами начали изменять сознание верующих людей, ломать догматы Православной церкви и традиции, хранимые нашими предками более тысячи лет. К великому сожалению, они преуспевают в этом деле.
Никого уже не удивляют батюшки прилежно дезинфицирующие лжицы во время причастия, не дающие после Литургии лобызать Животворящий Крест Господень, усердно охаживая им темечки своих прихожан. Не удивляет тщательное протирание спиртом раки со святыми мощами и икон, после каждого человека к ним приложившегося. Прихожане, мычащие через маски «Верую» и «Отче наш», тоже стали нормой. Как сейчас любят говорить даже священники: «Береженого - Бог бережет». Вера в Божий промысел о нас, в то, что и волос не упадёт с головы человека без воли Его, забота о спасении души, ушли на второй план уступив место животному страху за здоровье своего физического тела. Многие верующие вдруг с ужасом осознали, что существует смерть и что они тоже могут умереть. Раньше они были уверенны, что умирают только другие люди, а они будут жить вечно на этой Земле. Какие уж там биеннале, до них ли? Выжить бы!
Выставка «Двоесловие» размещалась в приделе домового храма и это вызвало в своё время бурю возмущений верующих людей. Сейчас никто ничем не возмущается. Биеннале проходит в центре Москвы, на территории Черниговского Патриаршего подворья, как на сайте с пафосом указано, в здании Просфорни. Самой просфорни давно уже нет, она реконструирована в шикарный современный особняк, типа лофт, но это неважно, «Биеннале в Просфорне» - звучит необычно, по-новому, хороший маркетинговый ход и плевать им на то, что издревле, на Руси просфорня являлась «сердцем» любого монастыря и имела особое, сакральное значение.
Странная традиция устраивать подобные мероприятия именно в пост, тоже уже никого не смущает и если выставка «Двоесловие» началась в Петров пост, то биеннале - уже в Великий. Миссией выставки «Двоесловие» была «попытка найти точки соприкосновения между Церковью и современным искусством». Миссия «Первой Биеннале Христоцентричного искусства» уже звучит намного уверенней, по всей видимости «точки соприкосновения» найдены и уже расставлены. Прогресс налицо.
Давайте и мы с вами заглянем за эти «новые горизонты» и посмотрим хотя бы несколько работ художников, которые, по словам члена комиссии, искусствоведа, кандидата культурологии, специалиста по современной иконе, Ирины Языковой: «...думают о Евангелии, читают Евангелие, ищут в нем ответы на вопросы бытия... по-разному переживают веру, встречу с Христом".
К слову сказать, все эти работы, были тщательно отобраны членами жюри состоящего из известных академиков, культурологов и художников под председательством и по благословению митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).
Итак, зайдем в «Просфорню». Практически у входа нас встречает куратор выставки Гор Чахал, нет, не собственной персоной, но своей автопортретной работой, она называется «Голова Адама».
«Христоцентричная» картина Андрея Бабаева «Пустое место», очень символична для этого биеннале. Может быть в следующих работах, мы наконец-то увидим образ Христа или Пресвятой Богородицы? Надеемся. Нам же обещали организаторы мероприятия.
Серия работ Максима Дёмина названа на родном для биеннале латинском языке - «Lignum». Смотрим в словаре: «Lignum - Лат. Древесина (преимущественно, как «топливо» в отличие от Materia, как «строительный материал»). Максим, посредством своего творчества собрался переосмыслить и передать всю глубину древнерусских памятников и это ему удалось. Передал. Если не нам, то по крайней мере, членам жюри.
Описание работ: «Данные работы, созданы в контексте преобразования классических образов древнерусского искусства в арт объекты. В этой серии исследуются старые традиции религиозного искусства в живописи, переосмысливаются и получают новый образ. Здесь смешиваются личные переживания художника с попыткой передать всю глубину древних памятников посредством отказа от деталей, оставляя лишь силуэты известных образов»
На картине Андрея Колосова «Господи помилуй», текст/штрих-код без сканера не прочитать. На конкурс её видимо отбирал лично митрополит Иларион (Алфеев). Работа подала ему идею создания молитвослова, текст которого будет считываться сканером подключённым напрямую к головному мозгу. Владыка любит новшества в церкви, тем более, что такого нет даже в Ватикане.
Работы Анны Кузнецовой связаны с французской темой и поэтому не очень доступны пониманию православного русского человека, тем не менее они тоже прошли конкурс. Снова доверимся мнению председателя жюри. Он, как-никак окончил Сорбонну, в Париже, да и сам университет находится, опять же, в Латинском квартале.
Биеннале проходит на трёх разных площадках. Вторая, в отличие от «Просфорни», располагается в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.
Первая мысль, которая возникает, когда спускаешься в подклеть храма: «Строители сделав ремонт, забыли вынести пеноблоки и мусор», - но когда внимательно присмотришься, то понимаешь, что это никакие не пеноблоки с мусором, это «упавшие ниц апостолы». Точно! Так оно и есть! Академики от искусства в жюри тоже разглядели в пеноблоках апостолов, только вот до сих пор дискутируют между собой, о том, кто именно из апостолов «упал».
А этот «иконостас» создал член жюри, художник, дизайнер-универсал, преподаватель.
Член Московского Союза художников и Российского Союза дизайнеров, Академик российской Академии дизайна, Сергей Кужавский. Глядя на «святых» изображенных на его иконостасе, обитающих преимущественно в болотах, озёрах и реках, теряешься в догадках, кому посвящён храм с таким иконостасом? Не иначе, как Лешему или Водяному.
Третья площадка биеннале находится в здании Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Место очень серьёзное, поэтому и работы должны быть высоко интеллектуальными, это вам не храм, где в подклети можно разбрасывать всякий строительный мусор и называть его «апостолами».
Итак, работа Катерины Усольцевой «Magnum Opus».
Мы с Вами уже не обращаем внимания на латинские названия, это же не православная выставка, правда? Биеннале, всё-таки. Сначала прочитайте описание, а потом внимательно всмотритесь в картину. Ничего не увидели и ничего не поняли? Не расстраивайтесь. Члены жюри тоже ничего не поняли, им просто стыдно было это признать, потому что картина Малевича «Чёрный квадрат» так же из серии Magnum Opus, а её-то все «интеллектуалы» понимают.
А вот как, в образе пеликана, Елена Абд Эль-Баки видит Иисуса Христа. Митрополит Иларион (Алфеев) по всей видимости, имеет о Нём такое же представление, иначе не благословил бы эту картину на участие в биеннале.
К работам Андрея Колкутина добавлены канонические иконы, чтобы читателю было понятно, кого именно хотел изобразить «художник». Членам жюри это не понадобилось, они и так сразу узнали святых, подписаны же! Тем более, что в жюри, кроме митрополита, есть известный специалист по современной иконе.
Пожалуй, примеров работ достаточно, чтобы получить хотя бы общее представление о биеннале, тем более что она продлится до 15 июня и каждый желающий ещё успеет её посетить, если, конечно, захочет.
Ну, а теперь серьёзно. На первый взгляд, проходящая биеннале - безобидная выставка работ современных художников старающихся выразить своим творчеством переживания встречи с Богом, осмыслить Евангельские события. Казалось бы, что в этом плохого? Ну, видят они в прогнивших досках образ Пресвятой Богородицы, а в куче пеноблоков - апостолов, так они их себе представляют. На самом деле, эта выставка является спланированной провокацией, более того - диверсией против православной традиции и церковных догматов.
«Первая биеннале христоцентричного искусства», технически организована на высоком профессиональном уровне и понятно, что каждое подобное мероприятие, кроме благословения, требует ещё и достаточно щедрого финансирования. По тому, кто вкладывает деньги, можно определить и того кому это выгодно. Учитывая личность организатора данной биеннале, на официальном сайте, без удивления читаешь, что партнёры этого мероприятия - Немецкий политический фонд Конрада Адэнауэра (Konrad Adenaur Stiftung) и посольство Швейцарии в РФ. Неожиданные радетели о сохранении чистоты Православной веры в России, не правда ли? С правительством Швейцарии всё понятно, а вот о фонде Адэнауэра можно узнать много чего интересного в интернете . Одним словом: «Скажи мне, кто твой партнёр, и я скажу, кто ты».
Тем не менее, результаты сотрудничества митрополита Илариона (Алфеева) с различными конфессиями, иностранными фондами и организациями, недавно были высоко оценены правительством России. В мае этого года, Президент Российской Федерации В.В. Путин наградил митрополита Илариона (Алфеева) орденом Александра Невского «За большой вклад в развитие международных и межконфессиональных отношений». Кстати, 200 лет этот орден назывался орденом Святого Александра Невского. Интересная деталь: на ордене Святого Александра Невского, учреждённом в 1725г. Екатериной I, всадник на коне обращён лицом на Восток. На ордене Александра Невского учрежденном Д. Медведевым в 2010 г., вручённом митрополиту, всадник обращён уже лицом на Запад. Весьма символично.
Кто-то скажет, что должность Председателя отдела внешних церковных связей МП, возлагает на митрополита обязанности развивать международные и межконфессиональные отношения, потому что эта должность является аналогом «министра иностранных дел» в РПЦ. Конечно, возлагает обязанности, но ещё больше - ответственность т. к. это уже духовная сфера и внешние связи в ней очень опасны. Председатель, в отличие от министра, должен быть целомудренным мужем своей Церкви, хранящим ей верность, не допускающим на стороне безпорядочных сношений с другими конфессиями, в процессе чего может и сам заразиться постыдными духовными болезнями, и что хуже того, заразить свою Церковь. Он должен защищать и ограждать Церковь от её врагов, больше безпокоиться о своих домочадцах нежели о партнёрах по вере, случайно встреченных им в заграничных командировках. Не иметь любовниц на стороне, даже если они необычайно красивы, хорошо образованы и происходят из очень древнего рода восходящего ко временам Римской Империи. Он должен держать свой дом на замке от лукавых и хитрых «друзей семьи», истинная цель которых опорочить и надругаться над его любимой Церковью, и ещё многое другое должен, а развитием международных отношений пусть занимается С.В. Лавров, тем более, что у него это неплохо получается.
На Руси всегда было много разных конфессий, но все они знали своё место, и то, что находятся под защитой и покровительством Православного государства. Митрополиты имели крепкую веру и достоинство, не бегали по мечетям, синагогам, молельным домам, и буддийским храмам стараясь угодить всем, а заодно, и подружиться. Не ездили в Рим, как на работу, развивая сотрудничество и взаимопонимание. Главной их задачей была забота о спасении душ человеческих вверенных им Богом и хранение в чистоте веры Православной. Поэтому награждение православного митрополита орденом «за большой вклад в развитие международных и межконфессиональных отношений», также нелепо, как награждение Казановы медалью «За беззаветную верность супруге».
Мы все хорошо помним гневное обличение митрополитом своих прихожан в храме на Большой Ордынке, дерзнувших во время пандемии, 5 апреля 2020г., прийти на Литургию, причаститься. Митрополит грубо обозвал их «нарушителями патриаршего повеления», безответственными, не думающими о своём здоровье, но что важнее, о здоровье окружающих людей т. к. человек даже чувствуя себя хорошо, может быть носителем вируса т. е. источником заразы.
Похвальная забота пастыря о здоровье своих прихожанах, но владыка, наверное, забыл, что у верующего человека духовное здоровье является приоритетным над физическим. Закрывая двери храма, призывая прихожан сидеть дома и бояться в прошлом году, сегодня митрополит сам распахивает настежь все двери, ворота и окна для другого вируса, более опасного, под названием «ТРИ ИЗМа». Западным партнёрам по вере удалось синтезировать в одном вирусе сразу три штамма: католицизм, экуменизм, модернизм и инфицировать этой гадостью достаточно большое количество православных людей в нашей Церкви. Вирус этот, в отличие от COVID, поражает не лёгкие, а душу человека и смерть поэтому, намного мучительнее и страшнее.
- Проведением «Первого биеннале Христоцентричного искусства», митрополит Иларион, в очередной раз заражает нашу Церковь этим вирусом. Размывает границы между сакральным и мирским. Низвергает Церковь с небесных высот в современную, мирскую грязь, вместо того, чтобы мирское очистить от грязи и вознести ввысь, к Церкви. Выставляя кощунственные картины и инсталляции опошляющие и унижающие образы Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Святых угодников Божиих и Небесных Сил Безплотных, разрушает православные традиции и церковные догматы, в соответствии с которыми образ — равноценен первообразу и честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Соответственно, всё то кощунство которое было представлено на биеннале под видом «образов», опошлило и оскорбило первообразы.
Отношение организаторов и участников биеннале к священным образам, и иконам; сродни католическим. Для латинян не признавших VII Вселенский Собор 787 года, икона всегда была не более чем рисунком, «библией для неграмотных», они и сейчас утверждают, что для молитвы икона не нужна, потому что можно умом постигать духовный мир. После решения II Ватиканского Собора «уменьшить количество священных изображений в церквах», во многих католических храмах «священные изображения» исчезли совсем, зато на стенах появились картины «современного искусства», подобные той мазне, которая сейчас представлена на биеннале в Москве. У нас, может произойти то же самое и даже быстрее, чем мы думаем. Окатоличивание Русской Православной Церкви, насаждение в ней идей модернизма и экуменизма ведёт к её повреждению.
Если мы, страстно увлечённые мирскими делами и профилактикой короновируса, и дальше будем так же безучастно и безразлично смотреть на то, как разрушают нашу Церковь, то в обозримом будущем, мы её потеряем. Все мы, являемся членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, поэтому её здоровье зависит от духовного здоровья каждого из нас. С каждого лично потом и спросится.
В заключение хочется вспомнить слова протоиерея Александра Шаргунова сказанные им 11 лет назад о выставке «Двоесловие», но эти слова не потеряли своей актуальности и в отношении к проходящей биеннале:
Текст предоставлен нашему каналу Олегом Птушкиным
Буду признательна тем читателям, кто дочитает статью до конца и оставит о ней свой отзыв.