Найти в Дзене
Болгария русским.

Царь Симеон Великий. Часть пятая.

Оглавление

'Золотой век'

Начало.

'Симеон был Карлом Великим для Болгарии, гораздо более образованным чем наш Карл Великий и гораздо более счастливым, так-как положил основы национальной культуры’ – Альфред Рембро, французский историк.

Эпоха Царя Симеона, известна как ‘золотой век’ в болгарской истории. Название это обязано отнюдь не огромному количеству золота и других драгоценных даров, которыми ромеи и другие соседи осыпали владетеля болгарского государства, пытаясь заслужить его благосклонность, не богатым трофеям, полученным в результате его многочисленных и успешных военных походов, не золотым куполам множества церквей и богатым инкрустациям дворцов, построенных во время его царствования. Нет. ‘Золотым веком’, эпоха правления Царя Симеона, стала из–за процветания культуры, причем культуры собственной, уникальной и хотя и имеющей, в немалой степени, у своих истоков, богатые традиции ромейской Империи, культуры, вполне емансипированной от Константинополя.

‘Золотой век’. Художник Васил Горанов. Фото из общедоступных источников.
‘Золотой век’. Художник Васил Горанов. Фото из общедоступных источников.

Конечно Царь Симеон, как любой владетель, имеющий на то возможность, строил города, крепости, дороги, возводил дворцы, общественные здания, монастыри, церкви... Его столица, Великий Преслав, хотя и не могла соперничать по размерам и масштабам Константинополю, по словам современников, была вполне сравнима с ним по роскоши и красоте. В дошедшем до нас описании царского дворца, Йоана Экзарха, говорится: ‘... и когда какой-либо странник, пришедший издалека к придворным башням дворца увидит их, он дивится... А войдя в дворец и увидев высокие палаты и церкви, богато украшенные, извне камнем, деревом и баграми, а изнутри мрамором, медью, серебром и золотом, он не знает с чем их сравнить... начинает терять разсудок от удивления’.

Руины царского дворца в Симеоновой столице. Фото из общедоступных источников.
Руины царского дворца в Симеоновой столице. Фото из общедоступных источников.

В Великом Преславе, кроме дворцового и патриаршеских комплексов, резиденций знати и жилых домов простосмертного населения, было построено множество церквей, как традиционных базилик, так и свыше двадцати крестокупольных.

Среди храмов, выделялась ‘круглая’ или ‘золотая’ церковь, описание которой, вышедшее из-под руки Тудора Докса, сохранилось до наших дней.

Золотая (круглая) церковь в Великом Преславе, художественная восстановка по сохранившемуся описанию и частичная реставрация руин. Она была построена в начале X века, под личным надзором Царя Симеона, а возможно что он принимал участие и в создании ее проекта. Ее архитектура не имеет известных аналогов в мире. Как фасад, так и внутреннее пространство были богато украшены. Фото из общедоступных источников, обработано автором.
Золотая (круглая) церковь в Великом Преславе, художественная восстановка по сохранившемуся описанию и частичная реставрация руин. Она была построена в начале X века, под личным надзором Царя Симеона, а возможно что он принимал участие и в создании ее проекта. Ее архитектура не имеет известных аналогов в мире. Как фасад, так и внутреннее пространство были богато украшены. Фото из общедоступных источников, обработано автором.

В близких окрестностях города было сооружено множество монастырей. Все они были настоящими очагами культуры. Одним из них был монастырь ‘Св. Пантелеймон’ известный еще как Патлейнский, где активно развивалась художественная керамика. Предполагается, что именно в нем, провел последние годы своей жизни, замонашившийся отец Царя Симеона, Борис Первый.

Керамическая икона Теодора Стратилата, найденная в начале XX века при археологических разкопках руин Патлейнского монастыря вблизи г. Велики Преслав. Датируется началом десятого века. Является уникальным по размеру образцом керамической иконописи с изключительно высокой художественной ценностью. Неизвестный автор успел удивительно реалистично передать духовное сосредоточение святого Теодора, уходя от господствующих догматических норм в иконописи той эпохи. Изображения на керамических плитках, размером 12х12 см, созданы при помощи, характерной для болгарской стенописи, 'линеарной техники' и покрыты глазурью. Фото из общедоступных источников.
Керамическая икона Теодора Стратилата, найденная в начале XX века при археологических разкопках руин Патлейнского монастыря вблизи г. Велики Преслав. Датируется началом десятого века. Является уникальным по размеру образцом керамической иконописи с изключительно высокой художественной ценностью. Неизвестный автор успел удивительно реалистично передать духовное сосредоточение святого Теодора, уходя от господствующих догматических норм в иконописи той эпохи. Изображения на керамических плитках, размером 12х12 см, созданы при помощи, характерной для болгарской стенописи, 'линеарной техники' и покрыты глазурью. Фото из общедоступных источников.

Будучи одним из самых образованных владетелей средневековья, Царь Симеон уделял особое внимание развитию литературы. Ученики Кирилла и Мефодия, бежавшие от преследований в Великоморавии и нашедшие теплый прием и отеческую заботу со стороны болгарского Князя Бориса Первого, продолжили свою работу и при его сыне, Царе Симеоне. В созданной сети просветителских центров, самыми известными из которых были Преславский и Охридский, получали образование тысячи учеников, которые распространяли дело Святых братьев по всему болгарскому царству и далеко за его пределами. Кириллица, как лучшенный вариант славянской азбуки, ‘глаголица’, Кирилла и Мефодия, появилась на свет именно в Болгарии и вероятно как раз во времена правления Царя Симеона. О том, что просвещению придавалось исключительное, огромное внимание и оно велось на очень широкой основе, охватывая обширные слои населения, говорит и тот факт, что грамоте обязательно должны были быть обучены не только знать, духовенство, и чиновники всех рангов, но и даже командиры войск различных уровней, в том числе и десятники. В трактате ‘Тактика’ Императора Льва VI Мудрого, современника Царя Симеона, есть упоминание о неграмотном ‘турмарчае’ – командире военного формирования ‘турма’ – тактического соединения в ромейской армии, аналога современного полка (или бригады), с средней численностью от 2-х до 5-ти тысяч. Если исходить из этого факта, можно сделать вывод, что по уровню образованности и грамотности, армия болгарского царства (а вполне вероятно и сам народ в целом), начала десятого века, превосходила даже ромейскую, что уж говорить о западно-европейских, где в то время, неграмотность была массовым явлением даже среди высшей знати.

‘Царь Симеон’. Из серии картин ‘Славянская эпопея’. Чешский художник Алфонс Муха. 1923 год. Фото из общедоступных источников.
‘Царь Симеон’. Из серии картин ‘Славянская эпопея’. Чешский художник Алфонс Муха. 1923 год. Фото из общедоступных источников.

Царь Симеон не только покровительствовал развитию литературы, он сам, по свидетельствам современников, постоянно был окружен книгами и много читал, а так-же активно переводил книги на болгарский язык и писал собственные тексты. Со своего возвращения в Болгарию, после окончания своей десятилетней учебы в Магнаурской школе в Константинополе в 888 году, до вступления на престол, в 893-ем, он работал в крупнейшем столичном монастыре, под руководством ученика Кирилла и Мефодия, Наума Преславского, переводя с греческого на болгарский христианские тексты. Будучи уже владетелем он и сам писал различные тексты, а под его прямым надзором и заботой,

‘Черноризец Храбър’. Художник Георги Филев. Фото из общедоступных источников.
‘Черноризец Храбър’. Художник Георги Филев. Фото из общедоступных источников.

кроме Наума и Климента, работали Константин Преславский, Йоан Екзарх, Черноризец Храбър (есть вполне обоснованные догадки, что под этим именем писал именно Царь Симеон), Тудор Докс (вероятно двоюродный брат Царя Симеона) и многие другие, чьи имена затерялись в веках, переводя или компилируя существующие, далеко не только богословские книги но и например исторические, как ‘Всемирная хроника’ Йоана Малала, ‘Хроника’ Георгия Монаха (Амартола).

'Йоан Екзарх'. Художник Георги Филев. Фото из общедоступных источников.
'Йоан Екзарх'. Художник Георги Филев. Фото из общедоступных источников.

Свою эмансипацию, от великого наследия греческой культуры, и возросшее самочувствие, авторы, времен Симеона Великого, демонстрировали написанием блестящих образцов средневековой литературы, как ‘Шестоднев’, ‘Азбучная молитва’ и в особенности полемическим сочинением ‘О буквах’.

‘Царь Симеон – золотой век болгарской писменности’. Художник Димитър Гюдженов. Фото из общедоступных источников.
‘Царь Симеон – золотой век болгарской писменности’. Художник Димитър Гюдженов. Фото из общедоступных источников.

Вместе с сохраненной кирилло-мефодиевой Глаголицей и созданной на ее основе Кириллицей, богатое литературное наследие, и величайшая культурная ‘инерция’, появившиеся во время Царя Симеона Великого, имела огромное значение не только для Болгарии, но и для всего славянского мира, в особенности для его восточной части. Немалая часть созданной в Болгарии литературы, на церковно-славянском (а он-же и болгарский средних веков), языке, написанная славянскими буквами, была, в последствии, перенесена в соседние славянские земли, в том числе на Русь, где стала той незыблимой основой, без которой широкое развитие местной национальной культуры, вред ли было бы возможно.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, крупнейший советский и российский ученый, филолог и культуролог, один из самых авторитетных исследователей средневековой литературы и исскуства, вполне справедливо утверждает, что ‘Болгария является колыбелью славянской культуры’. Он же говорит: 'Церковнославянский язык (прим. автора, он же болгарский, средних веков), перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно - через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно. Потом молитвы заменила поэзия. Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии, следует хранить ее язык и ее «высокий настрой».' Академик Д.С. Лихачев «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет».

‘Царь Симеон и книжовниците’. Художник Васил Горанов. Фото из общедоступных источников.
‘Царь Симеон и книжовниците’. Художник Васил Горанов. Фото из общедоступных источников.

Царь Симеон Великий, долгие годы мечтал и боролся за то, чтоб овладеть Констанополем и на месте 'мира ромейского', построить 'мир славянский' во главе с Болгарией. Несколько раз он был очень близок к сбыванию своей мечты и кто знает, не уйди он внезапно из жизни, 27-ого мая 927-ого года, поживи бы еще несколько лет, не успел ли бы он ее сбыть. Судьба распоредилась иначе... Более того, менее чем через сто лет, после его смерти, отслабленное, при его наследниках, болгарское царство, в тяжелой борьбе с Империей, пало под ее власть. Ни сила оружия, ни крепостные стены и накопленные богатства, не спасли гордую столицу Симеона, Велики Преслав, от щурмовавшего ее Василевса Йоана Цимисхия, как не спасли они и последние крепости отважного болгарского Царя Самуила, от неудержимого напора упорной, сорокалетней тотальной войны, проводимой Императором Василием Вторым. Но Царь Симеон Великий, создал нечто, на много большее и сильное, чем грозная Болгарскуя Империя первой половины десятого века. При помощи единого болгарского языка, собственой славянской письменности и культуры и христианской религии, проповедуемой на родном, понятном всем языке, он создал сплав из протоболгар, пришедших (или возможно вернувшихся на свою историческую Родину) на Балканы с Каном Ювиги Аспарухом, в конце седьмого века, славян, которые заселились здесь задолго до того и живущих здесь с незапамятных времен фракийцев - наследников Орфея - единый болгарский народ, ту самую 'державу духа', о которой говорил академик Лихачев. Народ, который устоял почти двухсотлетнему ромейскому владычеству и пятивековому турецкому игу, не потеряв, независимо от упорных попыток завоевателей, свой язык, письменность, культуру, веру и национальное самосознание.

Мраморные дворцы и церкви, времен Царя Симеона Великого, были разрушены и сожжены на известь нашественниками, несметные богатства царских сокровищниц, растрачены наследниками или присвоены завоевателями, огромные библиотеки книг увезены за рубеж или варварски преданы огню врагами, но дух остался незыблимым, как и память о Царе Симеоне Великом и его 'Золотом веке', благодаря которому, этот дух родился.

27.05.2021.