Найти тему

«История Китайской Цивилизации». Читаем вместе. Часть 10. Письменность.

Происхождение иероглифического письма — загадка даже для самих китайских ученых. До сих пор вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Так как иероглифическое письмо древнейшее из всех видов письменности, его корни, в прямом смысле слова, теряются во тьме даже не веков, а тысячелетий.

Самые древние, из найденных археологами иероглифических надписей, относятся к эпохе Шан (II тысячелетие до н. э.), но проблема в том, что это уже развитая система письма, с числом иероглифов не менее 4 тысяч. А это значит, что письменность зародилась не в эту, а в более раннюю эпоху. Но вот в какую — вопрос открыт.

Из древних китайских текстов известно, что до возникновения иероглифической письменности, предки китайцев использовали узелковое письмо, точно так же, впрочем, как и почти все остальные народы тихоокеанского региона, от островных культур, до индейцев центральной Америки. Кстати, если рассматривать этот факт вместе с древними китайскими деньгами — морскими раковинами, то придется усомниться в воспринимаемом китайской исторической наукой почти в качестве догмы утверждении, что китайская цивилизация в древности развивалась изолированно, отрезанная горными массивами от остальной Евразии. Как со свойственной им поэтичностью образов говорят китайцы: Китай стоял повернутым спиною к Азии и лицом к океану. Ну так вот, судя по всему, через океан древний Китай и осуществлял свои контакты с прочим миром. Что становится только тем более вероятным, если учесть, что Северное Пассатное течение ведет прямиком в Китай, а кроме того, и Южное Пассатное течение, проходя между крупными островами, между Явой и Калимантаном, так же имеет ответвление, поворачивающее к Китаю. Поэтому, вполне можно сказать, что все морские дороги Тихого океана ведут в Китай. Изолированность в таких условия, выглядит мало вероятной, а для заимствований от более развитых народов, которые, как убедительно доказал когда-то Тур Хейердал, бороздили просторы всех океанов еще в неолитическую эпоху, располагая судами хотя и действительно примитивными, но превосходными по своим мореходным качествам, для таких заимствований, во всяком случае, нужно признать наличие всех условий. В этой связи, предположения о том, что иероглифическая система могла оказаться заимствованной, выглядят вполне обоснованными. И это вполне спокойно могло бы объяснить ее внезапное появление в уже развитом виде. Хотя, в этом случае, появится вопрос откуда она была занесена, а он ничуть не проще той проблемы, которая решалась его появлением.

Но китайским ученым мешает принять такое предположение привычка считать древнюю китайскую цивилизацию изолированным обществом. Что вынуждает их идти другим путем, в глубь, так сказать, археологических пластов. И что же они там находят? Археологам удалось найти не менее четырех систем ранних знаков, относящихся к эпохе неолита (примерно, 8 тысяч лет назад). Как минимум три из этих систем, по мнению самих же китайских ученых, никак не могут быть предшественниками иероглифов. Зато некоторые из них очень сильно похожи на знаки встречающиеся в ту же эпоху на объектах широко рассеянных по всему миру, что Тур Хейердал счел бы очередным доказательством существования древних мореплавателей, а китайские археологи считают выражением примитивных художественных форм, присущих всему человечеству, и случайно проявляющихся в различных местах земного шара.

Все это вынуждает самых отчаянных из китайских исследователей хвататься за последнюю из четырех систем знаков, утверждая, что как раз она-то и могла стать основой для развития будущей письменности. Но во-первых, они же сами вынуждены признать, что и этой неолитической системе до письменности остается еще бесконечно далеко, а во-вторых, никаких переходных элементов, которые при справедливости данной гипотезы, просто обязаны были бы существовать, археологам, несмотря на все их многолетние старания, найти так и не удается. Что же, честь и хвала их упорству, но пока оно не принесло результата, ни одна теория автохтонного происхождения древнекитайской письменности не сможет считаться доказанной.

Итак между неолитическими знаками восмитысячелетней давности и развитыми иероглифами эпохи Шан зияет ничем не заполненный разрыв. Пытаться заполнить его голыми теоретическими рассуждениями, как делают наименее рассудительные из китайских ученых, мы не будем. Лучше будет оставить этот вопрос пока что открытым. Зато преемственность от шанских иероглифов к современным ни у кого, никаких сомнений вызывать не может. Подробно разбирая принципы создания иероглифов, китайские исследователи приходят к выводу, что все они уже использовались в эпоху Шан. С вашего позволения, я опущу описание этих принципов, потому что рассмотрение их во всех подробностях сможет доставить удовольствие лишь тем из читателей, которые без труда в уме извлекают корень кубический из любого восьмизначного числа на выбор. Скажем только, что шанские иероглифы имели высокую степень выразительности (пиктограммы, идеограммы), так что даже и не китаец без большого труда нередко способен понять их значение. В более поздние же эпохи иероглифы постепенно теряли свою наглядность, так как она вытеснялась более механистическими методами развития графем. В связи с чем, можно пожалуй сказать, что письменность в Китае развивалась от наглядности к логике.

Но эти рассуждения уже выводят нас за границы рассматриваемой нами эпохи, а следовательно, пришло время прерваться. В следующий раз поговорим о религии и верованиях в эпохи Шан и Западного Чжоу.