Казалось бы - ничего особенного, ни блеска граней, ни игры цвета внутри кристалла. Простой гладкий камушек. Кабошон.
Но стоит приглядеться, как открываются его тайны. Он необычный, особенный. Несколько раз входил в моду и выходил из неё. Сейчас оценен и востребован как никогда. Стоит познакомится с этим сокровищем поближе и узнать, что такое кабошон в ювелирном деле.
Огранка кабошон
Франция VII века познакомила нас с понятием кабошон в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Изначально под этим словом подразумевался безгранный метод огранки кристаллов.
Гладкие камни могут быть любой формы - зависит от воображения ювелира и от свойств исходного материала. Например, овалы предпочтительны для хрупких камней, а кристаллы с глубоким внутренним цветовым градиентом ограняют в круглой выпуклой форме.
Вид определяет и применение кабошона. Квадраты или прямоугольники идеально подходят для крупных кулонов, а овалы и круги для нежных серёжек и браслетов.
Искусственные кабошоны можно расписывать и наносить микроскопические картинки на поверхность.
История моды на кабошоны
Прародители кабошонов были найдены археологами в Древнем Египте. Жуки-скарабеи даже сейчас инкрустируются этими камнями, как самыми символичными.
Европейским родоначальником всех разновидностей гладких камней можно считать кардинала Мазарини. Благодаря его скупости и нежеланию при огранке алмазов лишаться драгоценных крошек, была изобретена огранка без граней. 18 новых видов драгоценных кристаллов пополнили сокровищницу французских королей.
В Россию популярность кабошона пришла в XIX веке. Броши, венцы, ожерелья - он использовался везде. Но после 1917 года носить гладкие камни начали считать дурным тоном. В начале 30-х годов мода на кабошоны вернулась. Сегодня мы наблюдаем пик популярности этой огранки.
Знаменитые дизайнеры и бренды используют этот вид огранки камней в совершенствовании своих коллекций украшений.
- “Oscar la Renta” применяет гладкие камни в создании колец, серег и ожерелий;
- “Emilio Pucci” создает стилистические восточные изделия, легкие и воздушные;
- “Frida Vintage” обрамляет камни в золото и серебро;
- “Diva” создает фирменные кольца, узнаваемые по всему миру.
Стандарты качества
Для раскрытия внутренней красоты кабошонов принято использовать исходные материалы отличающиеся по оптическим эффектам, окраске, необычным вкраплениям, прожилкам внутри камня. Приветствуется любая необычность и эксклюзивность. После огранки получаются камни совершенно не похожие друг на друга.
Разработан целый комплекс общепринятых стандартов, которые учитываются при изготовлении гладких камней. Параметры размера, высоты, глубины выпуклости - все учитываются. Высота верха при этом определяется кривизной ограняемой верхушки. Крепкие по структуре камни позволяют делать разную форму: сердце, квадрат, ромб. Более хрупкие исходники подходят для создания круга или овала.
Виды кабошон
Как уже стало понятно, исходный материал очень разнообразен. Это и стекло, и акрил, и хрусталь, и драгоценные или полудрагоценные камни.
Внешне кабошоны делятся на 4 группы:
- Односторонние. Плоское донышко и выпуклый верх - классический вид.
- Двухсторонние. Дно и верхушка выпуклые.
- Плосковыпуклые. Основание плоское, а верх немного выпуклый.
- Вогнутые. Дно вогнуто к центру.
Чешская компания Preciosa представляет свою разновидность кабошонов их хрусталя.
- Cabochon Pearl - хрустальный полужемчуг невероятной красоты. Производятся в 29 цветах и 5 размерах (от 3 до 7 мм).
- Button Pearl 1/2H - полужемчуг с полуотверстием.
- Oval.
- Round.
- Pearchape.
- Navette.
- Routen rose. Уникальная огранка Preciosa.
Процесс огранки
Первые ювелиры-огранщики использовали простейшие инструменты. От исходного кристалла и откалывали все лишние части, затем шлифовали. Манипуляции проводились только с верхушкой камня, низ не трогали и после обработки вставляли в оправу.
Много веков подряд так обрабатывали драгоценное сырье: рубины, алмазы, изумруды.
С XIV века методы огранки кабошонов усовершенствовались. C легкой руки Петра I в России было открыто первое гранильное производство в Петергофе. После этого гладкий камень - кабошон отступил перед новыми видами гранения, но не сдался.
При модернизации ювелирного дела мастера-огранщики стали использовать станки.
- Подготавливаются трубочки, пластинки или куски камней размером 4–12 мм.
- Их тщательно обезжиривают.
- При помощи трафаретов наносят схему заготовки.
- Затем пластина напиливается по форме зарисовок.
- Неровные углы сглаживаются с помощью шлифования. С ее же помощью заготовка принимает нужный размер и форму.
- Кристалл финишно шлифуется. Это делают с помощью шлифовальщиков разных типов.
- Затем осуществляется полировка, способов которой немало.
Основания сейчас, как и раньше, часто оставляют неполированными. Исключения делают для тёмных камней.
Для прозрачных камней применяется техника фольгирования основания. Кроме фольгирования есть еще несколько специфических техник:
- Золотая фольга. Зеркальное основание покрыто защитным слоем лака с бронзовым пигментом.
- Серебряная фольга. Серебряное зеркало покрыто защитным слоем лака с алюминиевым пигментом.
- Алюминиевая фольга. Зеркальный эффект создается алюминиевым слоем, нанесенным с помощью процесса вакуумного покрытия.
- Вакуумное покрытие. Отделка выбранной поверхности посредством процесса вакуумного покрытия, т. е. применения слоев металлов, их окисей, солей или их смесей.
- Матирование. Обработка поверхности изделия с помощью химической реакции для получения матового эффекта.
Применение
Кабошоны востребованы мастерами в создании стильных украшениях. Они стали одним из основных компонентов в создании бижутерии.
Для чего используют кабошоны помимо украшений:
- в дизайне интерьера;
- в декупаже;
- в вышивке;
- в вязании;
- в шитье игрушек.
Самые ценные кабошоны отличаются уникальными цветовыми комбинациями и оптическими эффектами. Чем реже исходник встречается природе, тем эксклюзивнее будет итоговый камень.
В погоне за красотой в качестве кабошона использовали даже необработанные минералы с глянцевой поверхностью, оформив лишь основание.
В любом творчестве и искусстве все зависит от видения мастера и его талантов. Камни это только тесто для прекрасного.
Читайте также:
Прециоза - огранка и формы камней
Бусины для бижутерии - виды и примеры использования