Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

50 самых кассовых советских режиссеров (список)

Список 50-ти самых кассовых советских кинорежиссеров

В данном в списке: фамилия режиссера, название фильма, количество миллионов зрителей на в среднем на одну серию (если у фильма этих серий было несколько) за первый год демонстрации в кинотеатрах.

При этом в списках, как правило, указан не год производства того или иного фильма, а основной год его массового кинопроката.

В списках указаны только фильмы, которые сумели в советском кинопрокате достичь порога 16 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах, что и позволило им войти в список тысячи и одной самого кассовой советской киноленты.

В список включены только режиссеры, у которых в список тысячи и одного самого популярного советского фильма вошло не менее трех картин, набравших свыше 16 млн. зрителей.

Анализ данного списка самых популярных у зрителей советских фильмов (см. Приложение) показал, что

Первое, второе и третье места по числу миллионов зрителей за первый год демонстрации конкретного фильма в кинозалах разделили режиссеры Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Иван Пырьев:

1. Леонид Гайдай (1923-1993)

1. Бриллиантовая рука, 76,7.

2. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, 76,5.

3. Иван Васильевич меняет профессию, 60,7.

4. Спортлото-82, 55,2.

5. Не может быть!, 46,9.

6. Операция "Ы" и другие приключения Шурика, 39,6.

7. Двенадцать стульев, 39,3.

8. За спичками (сорежиссер), 34,3.

9. Совершенно серьёзно (сорежиссер), 23,6

10. Деловые люди, 23,1.

11. Опасно для жизни!, 20,5.

496,4 млн. зрителей

2. Эльдар Рязанов (1927-2015)

1. Служебный роман, 58,4.

2. Невероятные приключения итальянцев в России, 49,2.

3. Гусарская баллада, 48,6.

4. Карнавальная ночь, 45,6.

5. Девушка без адреса, 36,4.

6. Вокзал для двоих, 35,8.

7. Старики-разбойники, 31,5.

8. Дайте жалобную книгу, 29,9.

9. Берегись автомобиля, 29,0.

10. Гараж, 28,5.

11. Забытая мелодия для флейты, 26,0.

12. Зигзаг удачи, 23,8.

13. Совершенно серьёзно (сорежиссер), 23,6.

14. Жестокий романс, 22,0.

488,3 млн. зрителей

3. Иван Пырьев (1901-1968)

1. Кубанские казаки, 40,6.

2. Трактористы, 37,0.

3. Свинарка и пастух, 36,0.

4. Богатая невеста, 34,2.

5. Сказание о земле Сибирской, 33,8.

6. Испытание верности, 31,9.

7. Идиот, 31,0.

8. Любимая девушка, 28,0.

9. Братья Карамазовы, 26,6.

10. В шесть часов вечера после войны, 26,1.

11. Свет далекой звезды, 24,2.

12. Секретарь райкома, 24,0.

13. Наш общий друг, 22,4.

14. Белые ночи, 21,5.

15. Партийный билет, 20,0

437,3 млн. зрителей

На первый взгляд, в этих цифрах заложено противоречие: ведь такие комедийные хиты Ивана Пырьева 1930–х, как «Трактористы» и «Свинарка и пастух», демонстрировались в прокате в период, когда у советских фильмов практически исчезла острая конкуренция со стороны западной (прежде всего – голливудской) продукции, свойственная «нэповским» 1920–м годам, но в итоге ни один из пырьевских «народных фильмов» не смог преодолеть барьер 41 миллиона зрителей за первый год демонстрации, тогда как у Л. Гайдая эту планку превысили шесть фильма, а у Э. Рязанова – четыре (и это в условиях, когда на советских экранах второй половины 1950–х – 1970–х было не так уж мало зарубежных лент, в том числе и развлекательных).

Кстати, самые популярные комедии Григория Александрова 1930-х («Веселые ребята», «Волга–Волга», «Цирк») также не смогли добраться до сорокамиллионного зрительского барьера.

На самом деле здесь сыграли свою роль два основных фактора: существенный рост населения (1937 год: 164,5 миллионов жителей; 1939: 170,5 миллионов жителей; 1953: 188,7 миллионов жителей; 1959: 208,8 миллионов жителей; 1970: 241,7 миллионов жителей; 1979: 262,4 миллионов жителей) и числа кинотеатров в СССР (1934: 29,2 тысяч; 1951: 42,0 тысяч; 1960: 103,4 тысячи; 1972: 156,9 тысяч кинотеатров).

Таким образом, население СССР в 1979 году было на 92 миллиона больше, чем в 1939, а число кинотеатров по сравнению с 1930–ми годами к 1960 году увеличилось примерно втрое, а к 1979 году – в восемь раз. Вот почему можно смело выдвинуть гипотезу, что фильмы такого значительного зрительского потенциала, как «Служебный роман», «Гусарская баллада» и «Карнавальная ночь», в 1930–е годы тоже не смогли бы преодолеть планку посещаемости тех же «Трактористов».

Снижение посещаемости комедий Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, которое стало отчетливо заметно со второй половины 1980–х, объясняется, на мой взгляд, не только возросшей конкуренцией телевидения (где мало–помалу стала увеличиваться развлекательная составляющая), но довольно резким изменением всего кинорепертуара в период так называемой перестройки, когда советские фильмы развлекательных жанров стали напрямую конкурировать с западной кинопродукцией, причем не только в кинотеатрах, но и на видео.

Четвертое место по числу миллионов зрителей за первый год демонстрации конкретных фильмов занимает режиссер Вениамин Дорман (1927-1988)

4. Вениамин Дорман (1927-1988)

1. Ошибка резидента, 35,4.

2. Девичья весна. СССР, 34,3.

3. Похищение "Савойи, 32,7.

4. Судьба резидента, 28,7.

5. Штрафной удар, 25,6.

6. Лёгкая жизнь, 24,6.

7. Возвращение резидента, 23,9.

8. Земля, до востребования, 23,8.

9. Медный ангел, 22,0.

10. Пропавшая экспедиция, 20,9.

11.Ночное происшествие, 19,6.

12. Золотая речка, 19,0.

310,5 млн. зрителей

Кассовый успех фильмов В. Дормана был связан, прежде всего, с остросюжетными жанровыми лентами. В отличие от А. Файнциммера и В. Басова он не ставил бытовых и военных драм, а концентрировался на жанрах детектива, боевика и (в меньшей степени) комедии.

Пятое–десятое места по числу миллионов зрителей за первый год демонстрации конкретных фильмов заняли режиссеры Сергей Герасимов, Алексей Салтыков, Александр Файнциммер, Владимир Басов, Евгений Матвеев и Станислав Ростоцкий.

5. Сергей Герасимов (1906-1985)

1. Тихий Дон, 42,4.

2. Люди и звери, 39,1.

4. Молодая гвардия, 34,5.

4. Любить человека, 32,2.

5. Журналист, 27,5.

6. Юность Петра, 23,5.

7. Семеро смелых, 19,0

8. У озера, 18,9.

9. Сельский врач, 18,6.

10. Дочки-матери, 18,2.

11 . В начале славных дел, 16,9.

290,8 млн. зрителей

Популярность самых кассовых фильмов Сергея Герасимова опиралась на огромный читательский успех романов Александра Фадеева («Молодая гвардия») и Михаила Шолохова («Тихий Дон»). Авторскому почерку Сергея Герасимова, вообще, была свойственна романная форма киноповествования (он часто писал свои сценарии сам), где крепкий режиссерский профессионализм подкреплялся психологически выверенными актерскими работами и актуальной тематикой. Творчество С. Герасимова доказывает, что в СССР значительного кассового успеха можно было добиться, большую часть жизни снимая психологические драмы, почти полностью игнорируя остросюжетные жанровые «манки».

6. Алексей Салтыков (1934-1993)

1. Бабье царство, 49,6.

2. Возврата нет, 43,6.

3. Председатель, 32,6.

4. Семья Ивановых, 25,9.

5. Друг мой, Колька! (сорежиссер), 23,8.

6. Сибирячка, 23,3.

7. Полынь - трава горькая, 22,6.

8. Емельян Пугачёв, 19,6.

9. Крик дельфина, 16,5.

10. Директор, 16,4.

273,9 млн. зрителей

Режиссер Алексей Салтыков стартовал в «оттепельные» 1960-е, доказав, что большой зрительский успех может принести даже антиразвлекательная психологическая драма о тяжелой жизни в послевоенной советской деревне («Председатель»). К сожалению, начиная с 1970-х, художественный и зрительский потенциал его фильмов стал постепенно снижаться…

7. Александр Файнциммер (1906-1982)

1. Трактир на Пятницкой, 54,1.

2. Овод, 35,1.

3. Девушка с гитарой, 31,9.

4. Пятьдесят на пятьдесят, 31,9.

5. Без права на ошибку, 30,7.

6. Прощальная гастроль «Артиста», 28,9.

7. У них есть Родина (сорежиссер), 21,9.

8. Далеко на Западе, 21,4.

9. Константин Заслонов (сорежиссер), 17,9.

273,8 млн. зрителей

После успеха антирелигиозной драмы/мелодрамы «Овод» (1955) Александр Файнциммер работал в основном в развлекательных жанрах детектива и комедии, раз за разом добиваясь впечатляющих кассовых показателей.

По меркам советского киноведения он считался режиссером «второго ряда», однако, это ничуть не мешало его фильмам собирать очереди у касс кинотеатров. А. Файнциммер не дожил до эпохи «перестройки», но, полагаю, если бы он (как, впрочем, и И. Пырьев с Г. Александровым) смог бы снимать свои фильмы во второй половине 1980-х, их посещаемость по указанным выше причинам также была бы обречена на резкое падение…

8. Владимир Басов (1923-1987)

1. Щит и меч, 57,1.

2. Битва в пути, 38,3.

3. Тишина, 30,0.

4. Жизнь прошла мимо, 27,5.

5. Школа мужества (сорежиссер), 27,2.

6. Случай на шахте восемь, 26,4.

7. Возвращение к жизни, 23,4.

8. Необыкновенное лето, 21,9.

9. Метель, 19,1.

270,9 млн. зрителей

Ранние режиссерские работы Владимира Басова убедительно доказывают, что в «оттепельные» 1960-е кассовыми хитами были не только развлекательные ленты, но и такие разговорные социальные драмы, как «Битва в пути» (1961) и «Тишина» (1964). Снятый им в конце 1960-х шпионский детектив «Щит и меч» (1968) стал главным, но, увы, последним ярким хитом Владимира Басова. Со «Щитом и мечом» в советское время могли соперничать по популярности только такие остросюжетные фильмы про разведчиков, как «Сильные духом» Виктора Георгиева, «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна» Виллена Азарова, «Майор «Вихрь» и «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Ошибка резидента» Вениамина Дормана, «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова и «Вариант «Омега» Антониса–Яниса Воязоса.

9. Евгений Матвеев (1922-2003)

1. Судьба, 57,8.

2. Цыган, 55,6.

3. Любовь земная, 50,9.

4. Особо важное задание, 43,3.

5. Почтовый роман, 21,0.

6. Победа, 20,3.

7. Смертный враг, 20,1.

269,0 млн. зрителей

Режиссер «народных фильмов», ориентированных в значительной степени на жителей сельской местности и провинции, Евгений Матвеев (1922-2003) работал примерно в том же тематическом поле, что Николай Москаленко (1926-1974) и Алексей Салтыков (1934-1993). Успех сериала «Цыган» (1979) Александра Бланка – многосерийный ремейк матвеевского «Цыгана» (1967) подтвердил, что яркие социальные и любовные страсти на фоне сельских пейзажей – один из возможных рецептов успеха советского кино. Впрочем, Евгений Матвеев сумел доказать это и постсоветские времена, поставив единственный российский фильм 1990-х, полностью окупившийся в прокате – «Любить по-русски» (1995).

10. Станислав Ростоцкий (1922-2001)

1. А зори здесь тихие..., 66,0.

2. Доживём до понедельника, 31,0.

3. Дело было в Пенькове, 30,4.

4. На семи ветрах, 26,8.

5. Земля и люди, 24,2.

6. Эскадрон гусар летучих (сорежиссер), 23,6.

7. Белый Бим Чёрное ухо, 23,1.

8. И на камнях растут деревья (сорежиссер), 19,9.

245,0 млн. зрителей

Экранизация популярной военной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» вывела Станислава Ростоцкого на вершину его режиссерского успеха. Однако ему удалось сделать еще и одну из самых кассовых драм на школьную тему — «Доживём до понедельника» (1968). Оба эти фильма до сих пор входят «золотой фонд» советского кино.

Одиннадцатое – двадцатое места по числу миллионов зрителей за первый год демонстрации конкретных фильмов заняли режиссеры Владимир Роговой, Виктор Ивченко, Алоиз Бренч, Эдмонд Кеосаян, Надежда Кошеверова, Иосиф Хейфиц, Виллен Азаров, Виктор Ивченко, Михаил Ромм, Александр Птушко и Татьяна Лукашевич.

11. Владимир Роговой (1923-1983)

1. Офицеры, 53,4.

2. Несовершеннолетние, 44,6.

3. Баламут, 39,3.

4. Женатый холостяк, 35,6.

5. Годен к нестроевой (сорежиссер), 27,9.

6. Горожане, 19,2.

7. Юнга Северного флота, 18,1.

238,1 млн. зрителей

Владимир Роговой не был приверженцем одного жанра, но его самым кассовым фильмом стала драма «Офицеры» (1971), романтизировавшая гражданскую войну и акцентирующая патриотизм советских военных в харизматичном исполнении Василия Ланового (1934-2021) и Георгия Юматова (1926-1997).

12. Виктор Ивченко (1912-1972)

1. ЧП - Чрезвычайное происшествие, 47,4.

2. Судьба Марины (сорежиссер), 37,9.

3. Гадюка, 34,0.

4. Иванна, 30,2.

5. Серебряный тренер, 24,8.

6. Есть такой парень, 22,3.

7. Софья Грушко, 19,0.

8. Десятый шаг. 18,0

233,6 млн. зрителей

Единственный из украинских режиссеров, которому удалось войти в двадцатку самых кассовых в СССР, Виктор Ивченко впервые прославился политической драмой «ЧП – Чрезвычайное происшествие». Это был качественный кинопродукт «холодной войны», который привлек зрителей игрой популярных актеров Михаила Кузнецова (1918-1986) и Вячеслава Тихонова (1928-2009). Остальные три фильма В. Ивченко, вошедшие в тысячу самых кассовых советских фильмов, были в основном мелодрамами и драмами, где ставка была сделана на главные женские персонажи, на долю коих выпали нелегкие испытания…

13. Алоиз Бренч (1929-1998)

1. Двойной капкан, 42,9.

2. Свет в конце тоннеля, 30,1.

3. Тройная проверка, 28,7.

4. 24-25" не возвращается (сорежиссер), 28,4.

5. Шах королеве бриллиантов, 24,4.

6. Когда дождь и ветер стучат в окно, 21,0.

7. Быть лишним, 18,6.

8. Ключи от рая. 17,6.

9. Подарки по телефону, 17,4.

229,1 млн. зрителей

Режиссер Алоиз Бренч (1929–1998) – бесспорно, самый кассовый из балтийских режиссеров, добившийся успеха на ниве остросюжетных детективов. Большим успехом у зрителей пользовался и его сериал «Долгая дорога в дюнах»…

14. Эдмонд Кеосаян (1936-1994)

1. Новые приключения неуловимых, 66,2.

2. Корона Российской империи, или Снова Неуловимые, 60,8.

3. Неуловимые мстители, 54,5.

4. Стряпуха, 30,0.

5. Когда наступает сентябрь, 16,9.

228,4 млн. зрителей

Истерн Э. Кеосаяна «Неуловимые мстители» (1967) только за первый год демонстрации посмотрели 54,5 миллиона зрителей. Сиквел этой истории (в режиссуре того же Э. Кеосаяна) под названием «Новые приключения неуловимых» (1969) за первый год демонстрации посмотрело на 12 миллионов зрителей больше. Зрительский потенциал и массовая востребованность приключенческих лент такого рода, где юные герои активно борются за свои романтические идеалы, была подтверждена даже в перестроечные времена («Гардемарины, вперёд!», 1987).

15. Надежда Кошеверова (1902-1989)

1. Осторожно, бабушка!, 40,3.

2. Укротительница тигров (сорежиссер), 36,7.

3. Медовый месяц, 26,5.

4. Шофер поневоле, 24,0.

5. Аринка (сорежиссер), 22,9.

6. Каин XVIII (сорежиссер), 21,7.

7. Сегодня - новый аттракцион, 18,8.

8. Весна в Москве (сорежиссер), 18,2.

9. Золушка (сорежиссер), 18,0.

227,1 млн. зрителей

Обращаясь к жанрам сказки и комедии, Надежда Кошеверова раз за разом добивалась внушительного успеха у массовой семейной аудитории, работая с яркими и талантливыми актерскими индивидуальностями.

16. Иосиф Хейфиц (1905-1995)

1. Единственная, 32,5.

2. Дорогой мой человек, 32,0.

3. Дело Румянцева, 31,8.

4. День счастья, 27,6.

5. Большая семья, 26,0.

6. Впервые замужем, 21,2.

7. Весна в Москве (сорежиссер), 18,2.

8. Дама с собачкой, 17,9.

9. Салют, Мария!, 17,1.

224,3 млн. зрителей

Расставшись в 1951 году со своим многолетним сорежиссером Александром Зархи (1908-1997), Иосиф Хейфиц стал признанным мастером камерных психологических драм и мелодрам, рассказывающих, как правило, о жизни обычных людей. Именно такого рода фильмы – «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958), «Единственная» (1976) стали его самыми кассовыми работами.

17. Виллен Азаров (1924-1978)

1. Путь в "Сатурн", 48,2.

2. Конец "Сатурна", 42,7.

3. Бой после победы, 35,4.

4. Взрослые дети, 28,7.

5. Неисправимый лгун, 27,8.

6. Это случилось в милиции, 22,6.

7. Зелёный огонёк, 17,4.

222,8 млн. зрителей

Виллен Азаров – один из основных соперников Вениамина Дормана на детективно-разведческом жанровом поле. Три самые кассовые ленты Виллена Азарова были сделаны в модном тогда ключе шпионского детектива и соперничали с фильмами «Сильные духом», «Майор «Вихрь», «Ошибка резидента» и др. Он также снял несколько кассовых комедий.

18. Михаил Ромм (1901-1971)

1. Убийство на улице Данте, 27,4.

2. Адмирал Ушаков, 26,0.

3. Корабли штурмуют бастионы, 26,0.

4. Секретная миссия, 24,2.

5. Девять дней одного года, 23,9.

6. Ленин в Октябре, 21,0.

7. Ленин в 1918 году, 21,0.

8. Тринадцать, 20,0.

9. Человек № 217, 17,2.

206,7 млн. зрителей

Режиссер Михаил Ромм, бесспорно, был одним из самых политизированных и конъюнктурных советских режиссеров, при всем том умевшим весьма профессионально сочетать политику и идеологию с жанровым профессионализмом и умением работать с актерами.

19. Александр Птушко (1900-1973)

1. Руслан и Людмила, 34,6.

2. Вий (сорежиссер), 32,6.

3. Садко, 27,3.

4. Сказка о царе Салтане, 26,8.

5. Каменный цветок, 23,2.

6. Алые паруса, 22,3.

7. Илья Муромец, 20,0.

8. Сампо. 1959, 20,0.

206,8 млн. зрителей

Александр Птушко был главным конкурентом Н. Кошеверовой и А. Роу в жанре киносказки. Сказки Александра Птушко отличались яркой зрелищностью, часто роскошными декорациями и костюмами, режиссерской трюковой выдумкой. Они также были рассчитаны не только на детей, но на широкую семейную аудиторию.

20. Татьяна Лукашевич (1905-1972)

1. Свадьба с приданым (сорежиссер), 45,3.

2. Анна Каренина, 34,7.

3. Учитель танцев, 27,9.

4. Слепой музыкант, 21,9.

5. Ход конём, 20,4.

6. Аттестат зрелости, 18,0.

7. Заре навстречу, 16,2.

8. Подкидыш, 16,1.

200,5 млн. зрителей

Самая известная работа Татьяны Лукашевич – это, конечно же, легендарная комедия «Подкидыш». Однако наиболее кассовыми ее лентами стали три фильма-спектакля, поставленные ею в эпоху послевоенного «малокартинья»…

Двадцать первое – тридцатое места по числу миллионов зрителей за первый год демонстрации конкретных фильмов заняли режиссеры Самсон Самсонов, Георгий Натансон, Владимир Чеботарев, Георгий Данелия, Геннадий Казанский, Юрий Егоров, Александр Митта, Леонид Луков и Владимир Венгеров и Александр Серый.

21. Самсон Самсонов (1921-2002)

1. Оптимистическая трагедия, 46,0.

2. Огненные вёрсты, 26,1.

3. За витриной универмага, 25,0.

4. Каждый вечер в одиннадцать, 24,5.

5. Одиноким предоставляется общежитие, 23,2.

6. Попрыгунья, 19,0.

7. Журавль в небе (сорежиссер), 17,8.

8. Танцплощадка, 16,2

197,8 млн. зрителей

Самсон Самсонов – яркий образец полижанрового режиссера, который в равной степени готов был браться за любой сценарий, предполагающий массовую популярность фильма (экранизации ультра-революционной пьесы «Оптимистическая трагедия» и чеховской «Попрыгуньи», истерн «Огненные версты», мелодрама «Каждый вечер в одиннадцать», комедия «Одиноким предоставляется общежитие»). При этом явных кассовых провалов у него почти не было, а крепкая режиссура сочеталась с участием актеров-звезд.

22. Георгий Натансон (1921-2017)

1. Посол Советского Союза, 38,9.

2. Ещё раз про любовь, 36,7.

3. Всё остаётся людям, 23,7.

4. Старшая сестра, 22,5.

5. Повторная свадьба, 19,6.

6. Шумный день (сорежиссер), 18,2.

7. Палата, 18,2.

8. Валентин и Валентина, 16,9.

194,7 млн. зрителей

Георгий Натансон добивался зрительского успеха, благодаря довольно простому рецепту: 1) экранизировал весьма популярные у аудитории театральные пьесы (часто – мелодраматического свойства); 2) приглашал на главные роли известных (театральных и не только) актеров.

23. Владимир Чеботарёв (1921-2010)

1. Человек-амфибия (сорежиссер), 65,4.

2. Как Вас теперь называть? 36,2.

3. Крах, 25,0.

4. Алмазы для Марии (сорежиссер), 22,2.

5. Выстрел в спину, 22,1.

6. Дикий мёд, 21,5.

192,4 млн. зрителей

Владимир Чеботарев стартовал в начале 1960-х суперхитом «Человек-амфибия», ставшим самым коммерчески успешным советским фантастическим фильмом. Не сомневаюсь, что если бы В. Чеботарев продолжил далее работать в данном жанре, он смог бы достичь еще большой популярности.

Однако под напором резкой критики он в дальнейшем переключился на детективы и военные драмы, в чем также вполне преуспел, хотя их сборы были уже в два-три раза меньше, чем у его дебюта.

24. Георгий Данелия (1930-2019)

1. Афоня, 62,2.

2. Мимино, 24,4.

3. Серёжа (сорежиссер), 23,2.

4. Осенний марафон, 22,3.

5. Не горюй!, 20,2.

6. Я шагаю по Москве, 20,0.

7. Путь к причалу, 16,4.

188,7 млн. зрителей

При всей своей популярности комедии Георгия Данелия не могли составить реальную конкуренцию комедиям Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова по причине полижанровости и порой слишком грустных обертонов. Однако 23 место в тысяче самых кассовых советских режиссеров говорит о высокой степени зрительской притягательности работ Г. Данелия.

25. Геннадий Казанский (1910-1983)

1. Человек-амфибия (сорежиссер), 65,4.

2. Старик Хоттабыч, 40,0.

3. Горячее сердце (сорежиссер), 25,4.

4. Музыканты одного полка (сорежиссер), 19,8.

5. Грешный ангел. 19,2.

6. Угол падения, 18,1.

187,9 млн. зрителей

Геннадий Казанский, разумеется, больше известен зрителям по фантастическому фильму «Человек-амфибия» и сказке «Старик Хоттабыч», однако он был многожанровым постановщиком, не чуравшимся и так называемой историко-революционной тематики.

26. Юрий Егоров (1920-1982)

1. Добровольцы, 26,6.

2. Море студёное, 25,2.

3. Простая история, 24,3.

4. Отцы и деды, 22,1.

5. Однажды, 20 лет спустя, 21,4.

6. Если ты прав..., 20,7.

7. Человек с другой стороны, 20,2.

8. За облаками – небо. 17,6.

178,1 млн. зрителей

В «табеле о рангах» уровня режиссуры Юрий Егоров был причислен советской кинокритикой к «крепким середнякам», что в принципе соответствовало действительности. Снимая мелодрамы и романтические «историко-революционные истории», он регулярно собирал десятки миллионов зрителей. Но когда революционная тематика стала потихоньку выходить из моды, Юрий Егоров переключился в конце своей карьеры на комедии и, благодаря ярким актерским индивидуальностям Натальи Гундаревой (1948-2005) и Анатолия Папанова (1922-1987), снова добился зрительского успеха.

27. Александр Митта

1. Экипаж, 71,1.

2. Сказ про то, как царь Пётр арапа женил, 35,9.

3. Москва, любовь моя, 29,2.

4. Друг мой, Колька! (сорежиссер), 23,8.

5. Точка, точка, запятая…, 16,8.

176,8 млн. зрителей

Самым кассовым у Александра Митты стал первый советский фильм-катастрофа «Экипаж». Сам А. Митта всегда считал, что поставил современную сказку: «Необходимость людей объединиться перед лицом всякой серьезной опасности — будь то гибель самолета или угроза третьей мировой войны — это единственный разумный путь к спасению. Такова в самом общем виде идея моего фильма-сказки. … Сказка — старая, проверенная веками форма общения искусства с людьми всех возрастов, всех социальных групп. Ее демократическая основа близка демократичной природе кинематографа. Выстраивая абсолютно современный сюжет картины, я постоянно проверял его прочность сказкой. Именно проверял, не больше. На экране все должно быть узнаваемо для зрителя в первой, бытовой, земной части картины и убедительно во второй, в эпизодах катастрофы. Далекий мифологический предок катастрофы не кто иной, как леший и Змей-Горыныч. Только леший или Змей-Горыныч в наши дни никого не пугают, а воспитывает смелость. Смешное, страшное, поучительное, развлекательное — в сказках это все соединилось. Это воистину золотая кладовая сюжетов, тем, характеров, поразительно живучих и всегда современных» (Митта, 1980). Любопытно, что успешный вольный ремейк «Экипажа», сделанный Николаем Лебедевым в 2016 году, подтвердил правоту слов А. Митты и непривязанность сюжета «Экипажа» к советским реалиям.

28. Леонид Луков (1909-1963)

1. Две жизни, 39,7.

2. Разные судьбы, 30,7.

3. Об этом забывать нельзя, 25,0.

4. Олеко Дундич, 21,0.

5. К новому берегу, 19,0.

6. Донецкие шахтёры, 18,9.

7. Большая жизнь, 18,6.

172,9 млн. зрителей

Режиссер Леонид Луков во многих своих успешных фильмах следовал по пути киноповести и киноромана в духе «социалистического реализма» (свойственного, к примеру, режиссуре Сергея Герасимова), что позволяло ему 1950-е – 1960-е годы выходить на уровень от 30 до 40 миллиона зрительских посещений. Хотя были у него и кассовые картины остросюжетных жанров.

29. Владимир Венгеров (1920-1997)

1. Балтийское небо, 38,6.

2. Два капитана, 32,0.

3. Кортик (сорежиссер), 27,6.

4. Живой труп, 27,5.

5. Порожний рейс, 23,0.

6. Живой труп, 19,2

167,9 млн. зрителей

Владимир Венгеров вместе с И. Хейфицем, С. Герасимовым и Ю. Райзманом относился к числу советских режиссеров, которые ощущали свою профессию как идейно-художественную миссию. Он пытался говорить с массовой аудиторией на серьезные темы и своими психологическими драмами привлекал в кинозалы немыслимые теперь для российского кино этого жанра десятки миллионов зрителей.

30. Александр Серый (1927-1988)

1. Джентльмены удачи, 65,0.

2. Ты - мне, я - тебе, 41,6.

3. Выстрел в тумане (сорежиссер), 28,6.

4. Берегите мужчин, 16,1.

5. Иностранка (сорежиссер), 16,4.

167,6 млн. зрителей

Существует устойчивая точка зрения, что режиссер Александр Серый своим успехом у зрителей полностью обязан помощи Георгия Данелия, который чуть ли не вместо него снял легендарную комедию «Джентльмены удачи». В эту версию, наверное, можно было поверить, если бы на счету Александра Серого не было иных кассовых комедий, а их у него еще три («Ты – мне, я – тебе», «Берегите мужчин», «Иностранка»).

Тридцать первое – сороковое места по числу миллионов зрителей за первый год демонстрации конкретных фильмов заняли режиссеры Александр Серый, Владимир Меньшов, Исидор Анненский, Юрий Озеров, Иван Лукинский, Григорий Чухрай, Александр Столпер, Ян Фрид, Борис Дуров и Герберт Раппапорт.

31. Владимир Меньшов (1939-2021)

1. Москва слезам не верит, 84,5.

2. Любовь и голуби, 44,5.

3. Розыгрыш, 33,8.

162,8 млн. зрителей

«Москва слезам не верит» (второе место по числу зрителей за всю историю советского кино) стала самым главным творческим и кассовым успехом режиссера Владимира Меньшова. Как и его комедия «Любовь и голуби» (1984), она была рассчитана на самые широкие круги зрительской аудитории. История трех провинциалок, приехавших в Москву за счастьем, рассказана в «Москве…» в сказочно-мелодраматическом, «голливудском» ключе. Используя, на первый взгляд, приевшиеся ситуации, знакомые драматургические ходы, авторы всякий раз открывали новизну старых истин, создавали интересные характеры, касались серьезных жизненных проблем. Бесспорно, сценарист Валентин Черных и режиссер Владимир Меньшов своим фильмом «Москва слезам не верит» попали, что называется, «в яблочко» самых сокровенных зрительских желаний. Отсюда и феноменальный кассовый успех картины, государственная премия и «Оскар»…

32. Исидор Анненский (1906-1977)

1. Матрос с «Кометы», 32,5.

2. Анна на шее, 31,9.

3. Екатерина Воронина, 27,8.

4. Первый троллейбус, 24,6.

5. Княжна Мери, 22,1.

6. Бессонная ночь. 20,3.

159,2 млн. зрителей

Исидор Анненский умел снимать фильмы массового успеха в разных жанрах. Кинокритики часто ругали его за «красивости», педалированный мелодраматизм и упрощенную трактовку литературной классики. Но Анненский оставался верен своей ориентации на широкую аудиторию.

33. Юрий Озеров (1921-2001)

1. Освобождение, 40,0 (в среднем на одну серию киноэпопеи).

2. Солдаты свободы, 30,8 (в среднем на одну серию киноэпопеи).

3. Сын, 28,3.

4. Большая дорога, 22,1.

5. Кочубей, 19,0

6. Арена смелых (сорежиссер), 18,5.

158,7 млн. зрителей

Визитной карточкой Юрия Озерова, разумеется, была масштабная военная киноэпопея «Освобождение», всесторонне и широко поддержанная государством. Но он не раз добивался зрительского успеха и в других жанрах, среди которых было даже цирковое ревю («Арена смелых»).

34. Иван Лукинский (1906-1986)

1. Иван Бровкин на целине, 44,6.

2. Солдат Иван Бровкин, 40,3.

3. Взорванный ад, 26,5.

4. Деревенский детектив, 25,0.

5. Прыжок на заре, 22,1.

158,5 млн. зрителей

Взлет Ивана Лукинского пришелся на оттепельные времена, когда он снял свою знаменитую комедийную дилогию о деревенском парне Иване Бровкине, покорившую зрительские сердца оптимизмом и молодым задором актера Леонида Харитонова (1930-1987).

35. Григорий Чухрай (1921-2001)

1. Чистое небо, 41,3.

2. Баллада о солдате, 30,1.

3. Сорок первый, 25,1.

4. Жили-были старик со старухой, 25,1.

5. Трясина, 19,7.

6. Жизнь прекрасна, 16,4.

157,7 млн. зрителей

Григорий Чухрай был самым знаменитым дебютантом «оттепели», поставившим знаковые фильмы той эпохи. Первые его три работы были сделаны на стыке драмы и мелодрамы, а их действие происходило в эпоху гражданской и Великой Отечественной войн.

36. Александр Столпер (1907-1979)

1. Живые и мёртвые, 40,9.

2. Повесть о настоящем человеке, 34,4.

3. Трудное счастье, 31,1.

4. Дорога, 25,1.

5. Неповторимая весна, 24,1.

155,6 млн. зрителей

Экранизация романа Константина Симонова «Живые и мертвые» стала для Александра Столпера бесспорной вершиной, как профессионального мастерства, так и зрительского успеха. Фильм «Живые и мертвые», по сути, стал первым советским кинематографическим произведением, рассказавшим зрителям о горьких месяцах военных поражений советской армии 1941 года… Другая успешная драма Александра Столпера — «Повесть о настоящем человеке» — была посвящена подвигу советского военного летчика… Зрительская востребованность военной кинотематики в СССР была очень высока.

37. Ян Фрид (1908-2003)

1. Любовь Яровая, 46,4.

2. Зелёная карета, 30,9.

3. Двенадцатая ночь, 30,0.

4. Чужая беда, 24,7.

5. Прощание с Петербургом, 21,6.

153,6 млн. зрителей

В своем творчестве Ян Фрид делал ставку в основном на экранизации классической театральной драматургии и, как правило, не ошибался: почти каждый его фильм становился в той или иной степени достаточно популярным у зрителей. Кроме того, в фильмах Яна Фрида часто звучала легкая музыка…

38. Борис Дуров (1937-2007)

1. Пираты XX века, 87,6.

2. Не могу сказать "прощай", 34,6.

4. Повесть о чекисте (сорежиссер), 30,5.

152,7 млн. зрителей

Борис Дуров стал режиссером самого кассового фильма за всю историю советского кино. Его остросюжетный боевик «Пираты ХХ века» только за первый год демонстрации привлек в кинотеатры 87,6 миллионов зрителей. Можно предположить, что если бы по горячим следам Б. Дуров в «застойный» период 1980-1984 годов успел поставить нечто вроде «Пиратов XX века-2», его ждал примерно такой же оглушительный успех. Однако, когда его сорежиссер по «Повести о чекисте» Степан Пучинян снял похожий «пиратский» боевик в «перестроечном» 1986 году («Тайны мадам Вонг»), то смог собрать только тридцать миллионов зрителей: изменилась политическая и социокультурная ситуация…

39. Герберт Раппапорт (1908-1983)

1. Два билета на дневной сеанс, 35,3.

2. Круг, 29,0.

3. Черёмушки, 28,8.

4. Поддубенские частушки, 20,9.

5. Меня это не касается, 20,0.

6. Музыкальная история (сорежиссер), 17,9.

151,9 млн. зрителей

Эмигрант Герберт Раппапорт, спасаясь от нацистов, сбежавший в СССР в 1930-х, в 1960-х – 1970-х годах поставил три детектива, которые смогли собрать впечатляющую аудиторию. По-видимому, он угадал зрительские желания увидеть на экране захватывающие истории про современных сыщиков. На его счету также несколько зрительски успешных музыкальных фильмов.

40. Андрей Тутышкин (1910-1971)

1. Свадьба в Малиновке, 74,6.

2. Мы с вами где-то встречались... (сорежиссер), 31,5.

3. Шельменко-денщик, 23,8.

4. К Чёрному морю, 20,8.

150,7 млн. зрителей

Андрей Тутышкин прославился неугасающим народно-фольклорным комедийно-опереточным хитом «Свадьба в Малиновке» (пятое место по зрительской популярности за всю историю советского кино). Однако и другие его комедии также собирали немалую кассу.

Сорок первое – пятидесятое места по числу миллионов зрителей за первый год демонстрации конкретных фильмов заняли режиссеры Владимир Петров, Владимир Вайншток, Константин Юдин, Михаил Швейцер, Владимир Фетин, Юлий Райзман, Александр Алов и Владимир Наумов, Николай Санишвили, Юрий Чулюкин и Николай Москаленко.

41. Владимир Петров (1896-1966)

1. Без вины виноватые, 28,9.

2. Петр Первый, 24,0.

3. Сталинградская битва, 21,6.

4. Спортивная честь, 20,3.

5. Накануне, 18,2.

6. Ревизор, 17,8.

7. Кутузов, 17,7.

148,5 млн. зрителей

Владимир Петров был своего рода универсальным режиссером: в его творчестве сочетались масштабные исторические постановки («Петр Первый», «Кутузов»), мелодрамы («Без вины виноватые») и комедии («Ревизор»).

42. Владимир Вайншток (1908-1978)

1. Всадник без головы, 68,5.

2. Вооружён и очень опасен, 39,2.

3. Дети капитана Гранта, 20,0.

4. Остров сокровищ, 20,0.

147,7 млн. зрителей

Владимир Вайншток снимал (правда, с большими перерывами) приключенческие фильмы (экранизации популярных остросюжетных романов), предназначенные в основном для детей и молодежи, но эти ленты с удовольствием смотрела и взрослая аудитория.

43. Константин Юдин (1896-1957)

1. Застава в горах, 44,8.

2. Смелые люди, 41,2.

3. Борец и клоун (сорежиссер), 22,1.

4. Близнецы, 20,0.

5. Сердца четырёх, 19,4.

147,5 млн. зрителей

Еще один мастер остросюжетных жанров и популярных комедий, чей пик карьеры пришелся на 1940-е – 1950-е годы.

44. Михаил Швейцер (1920-2000)

1. Воскресение, 34,1.

2. Золотой телёнок, 29,3.

3. Мичман Панин, 28,9.

4. Кортик (сорежиссер), 27,6.

5. Чужая родня, 24,9.

144,8 млн. зрителей

Михаил Швейцер – мастер экранизаций литературной классики, поэтому нет ничего удивительного, что именно на этом пути его ждал успех – как у кинокритиков, так и у зрителей. При этом массовым успехом у М. Швейцера пользовались его фильмы 1950-х – 1960-х. После «Золотого теленка» этот режиссер стал постепенно терять свою аудиторию…

45. Владимир Фетин (1925-1981)

1. Полосатый рейс, 45,8.

2. Виринея, 34,6.

3. Донская повесть, 31,8.

4. Сладкая женщина, 31,3.

143,5 млн. зрителей

Владимир Фетин снимал фильмы разных жанров, всякий раз делая ставку на популярных актеров. На мой взгляд, зрительский успех его «Донской повести» (1963) и «Виринеи» (1969) во многом связан с яркой игрой Людмилы Чурсиной.

46. Юлий Райзман (1903-1994)

1. Странная женщина, 28,9.

2. Урок жизни. 1955, 25,1.

3. А если это любовь?, 22,6.

4. Коммунист, 22,3.

5. Кавалер Золотой Звезды, 21,5.

6. Твой современник, 21,2.

141,6 млн. зрителей

Юлий Райзман работал примерно в том же (за редким исключением) тематическом поле, что и Сергей Герасимов, предпочитая ставить психологические драмы и мелодрамы на современную тему. Любопытно, что самой кассовой его лентой стала мелодрама «Странная женщина», снятая уже на закате его весьма успешной карьеры.

47. Александр Алов (1923-1983) и Владимир Наумов (1927-2021)

1. Тегеран-43, 47,5.

2. Павел Корчагин, 25,3.

3. Тревожная молодость, 24,4.

4. Берег, 24,4.

5. Бег, 19,7.

141,3 млн. зрителей

Самым кассовым фильмом этого дуэта был шпионский детектив «Тегеран-43», за ним с большим отрывом следовали конъюнктурные историко-революционные драмы «Павел Корчагин» и «Тревожная молодость». Однако стоит отметить, что и лучшую работу А. Алова и В. Наумова – масштабную вольную экранизацию булгаковского «Бега» – посмотрело без малого двадцать миллионов зрителей, что еще раз доказывает, что в советские времена можно было выходить на диалог с массовой аудиторией не только с развлекательными лентами (в качестве ярких примеров сюда можно добавить успешный прокат экранизаций шекспировских трагедий «Гамлет» и «Король Лир» Григория Козинцева).

48. Николай Санишвили (1902-1995)

1. Заноза, 29,3.

2. Прерванная песня, 26,9.

3. Судьба женщины, 22,6.

4. Встреча в горах. 22,4.

5. Куклы смеются, 21,1.

6. Закон гор, 16,6.

138,9 млн. зрителей

Николай Санишвили поставил два десятка полнометражных игровых фильмов разных жанров, шесть из которых вошли в тысячу самых популярных советских фильмов. Зрительский успех сопутствовал ему до рубежа 1970-х (когда он снимал в основном эмоциональные мелодрамы и комедии), после чего он, по-видимому, потерял связь с массовой аудиторией…

49. Юрий Чулюкин (1929-1987)

1. Девчата, 34,8.

2. Поговорим, брат, 32,8.

3. Неподдающиеся, 31,3.

4. И на Тихом океане… 20,9.

5. Родины солдат. 18,9.

138,7 млн. зрителей

Успешный старт режиссера Юрия Чулюкина в эпоху оттепели был связан с двумя веселыми комедиями с участием Надежды Румянцевой (1930-2008): «Неподдающиеся» и «Девчата». В 1970-х Ю. Чулюкин поставил еще несколько успешных картин, но уже в иных жанрах.

50. Николай Москаленко (1926–1974)

1. Русское поле, 56,2.

2. Молодые, 39,1.

3. Журавушка, 37,2.

132,5 млн. зрителей

Главным соперником Евгения Матвеева по части суперуспешного «народного кино» был в первой половине 1970–х бывший ассистент Алексея Салтыкова (1934–1993) – режиссер Николай Москаленко (1926-1974).

За свою очень короткую жизнь режиссер Николай Москаленко успел поставить всего три фильма («Журавушка», «Молодые» и «Русское поле»), но все они стали зрительскими фаворитами и вошли не только в тысячу, но и в 120 самых кассовых советских кинолент. И я уверен, проживи Николай Москаленко еще хотя бы пару десятков лет, он смог бы стать автором еще многих кассовых хитов. Но, увы, вскоре после премьеры «Русского поля» он скончался, так и не дожив до своего полувекового юбилея и навсегда оставшись автором только трех полнометражных работ…

Разумеется, если считать показатели не по прокатным результатам первой серии фильма (или по среднему показателю на одну серию), а по всему многосерийному «блоку», то в список двадцати самых кассовых режиссеров, разумеется, попадает и Сергей Бондарчук (1920-1994), чья четырехсерийная эпопея «Война и мир» в совокупности собрала 135,3 млн. зрителей. Следовательно, с учетом еще двух его кассовых фильмов – военных драм «Они сражались за родину» (40,6 + 40,6 = 81,2 млн. зрителей) и «Судьба человека» (39,2 млн. зрителей) его картины посмотрело 255,7 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах. Впрочем, по той же причине многосерийности выше показатели были бы и у других режиссеров, например, у Юрия Озерова и Владимира Басова… Но нам показалось, что более корректным было учитывать средние показатели на одну серию фильма (в случае, если фильм двухсерийный или многосерийный).

Примечание: Статистика по посещаемости советских фильмов, упомянутых в этой книге, приведена по данным целого ряда источников – справочников, диссертаций, журнальных публикаций, советских документов Госкино СССР для служебного пользования и пр. (Беленький, 2019; За успех, 1967; 1968; Землянухин, Сегида, 1996; Кудрявцев, 1998: 410-443; Фомин и др., 2012; Что смотрят…, 1987; 1988; 1989 и др.).

Киновед Александр Федоров, 2020-2023