Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье детей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступают около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА), характеризующиеся асимметричностью плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием.
В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к школьникам с нарушениями ОДА. Не так давно в России стал популярным вид спорта – скандинавская ходьба, который подходит для поддержания двигательной активности людям с нарушением ОДА в любом возрасте. Он был придуман в Финляндии профессиональными лыжниками, которые стремились поддерживать свою спортивную форму не только зимой, но и летом. Во время таких тренировок вовлекается в работу до 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой.
Скандинавская (или северная) ходьба – вид физической активности, в которой используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок.
Данный вид спорта активно практикуется и успешно применяется во время занятий по ЛФК и в Реабилитационно-образовательном центре № 76. Сами тренировки инструкторы проводят в форме веселых непринужденных прогулок по территории центра. Занятия могут проводиться в любое время года, с учетом погодных условий. Заниматься нужно только в спортивной одежде и обуви. Продолжительность занятия 25-30 мин 1-2 раза в неделю.
«Тренировочный процесс учитывает соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие или подготовленность) детей», – говорит Ольга Поветкина, инструктор-методист Реабилитационно-образовательного центра №76. «Постепенно увеличивается интенсивность, объём физических нагрузок и время тренировочного занятия. Правильно чередуются нагрузки с интервалами отдыха», – отмечает Ольга.
Палки, по ее словам, используются для того, чтобы мышцы верхней части тела работали не меньше мышц ног. «Они делают ходьбу легче, хотя усилий затрачивается больше, чем на обычную ходьбу», – добавляет она.
«В отличие от силовых видов спорта, северная ходьба не вызывает переутомления, усталости, физического истощения, – уверена Ольга. – Напротив, можно одновременно шагать и вести беседу, смеяться и отдыхать, изменять темп, ритм, длину шага. Занятия проходят в комфортной обстановке, доставляют неподдельную радость и удовольствие».
Специалисты ГБОУ РОЦ №76 об основных задачах использования скандинавской ходьбы для детей с нарушением ОДА:
- формирование правильной осанки;
- тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- закаливание организма и повышение иммунитета;
- развитие ловкости и координации движения;
- выработка выносливости и дисциплины;
- профилактика плоскостопия;
- борьба с лишним весом;
- нормализация психоэмоционального и душевного равновесия;
- активное приобщение к спорту.
Первые занятия лучше провести с инструктором, обучиться технике скандинавской ходьбы и быть уверенным, что все делаете правильно!
Обратиться в Реабилитационно-образовательный центр № 76 можно по адресу Кронштадтский б-р, д. 20А или по телефону 8 (495) 450-17-66.