Найти тему
Александр Моцар

Никогда не путешествуйте с Уильямом Блейком

Афиша фильма "Мертвец"
Афиша фильма "Мертвец"

Недавно, разбирая свои впечатления от встречи с друзьями, разговоров с ними, я понял, что фильм «Мертвец» Джима Джармуша они понимают буквально. Все мои собеседники далеко не глупые люди и тем не менее эта захватывающая вестерн-драматургия для них, как мне показалось, всего лишь драматическая притча о жизни и смерти. И в общем они правы, эту картину, панораму впечатлений о смерти и следует понимать буквально, только с тем условием, что главным героем здесь является не раненный в случайном бытовом конфликте бухгалтер Уильям Блейк — однофамилиц поэта, но сам поэт-визионер Уильям Блейк, обдуманно убитый при таинственных обстоятельствах. Его путешествие в инобытие и показал Джармуш. На том материале, который представлен на экране, можно самостоятельно построить целую Вселенную, здесь же я покажу лишь несколько узловых моментов определяющих путь после физического существования поэта Блейка.

Сразу следует оговориться, в картине настоящие имена некоторых персонажей слегка искажены. Всё в дымке случайных неточностей. Это очень важно. Режиссёр подчёркивает этим размытость границ пунктуальной действительности, где всё четко и по правилам, вплоть до запятой.

Поэт Уильям Блейк
Поэт Уильям Блейк

Итак, поэт, художник, мистик, визионер Уильям Блейк приезжает из живописной земли Кливленд — буквально «Земля скал», что находится в Англии и простирается от водопада Тис до долины Пикеринг — в мрачный город Машин, которым управляет писатель-реалист Диккенс.

Диккенс целится в Уильяма Блейка
Диккенс целится в Уильяма Блейка

Это место скверное, в котором тлеет и разлагается убогая индустриальная реальность. Диккенс обманывает Блейка, заманив его в свой страшный мир, прислав ему щедрое предложение о сотрудничестве. Ложь, нищета, публичные совокупления и убийства — это то, что видит поэт Блейк вокруг себя в этом плотном, гниющем мире. Здесь, в этом пространстве смерть Блейка предрешена.

Город Машин и его обитатели
Город Машин и его обитатели

Но вдруг, неожиданно, в этом городе поэт встречает Тэль, ту самую, которую он описал в своей второй пророческой книге. Это знаковая странная встреча на последней земной дороге поэта.

Если вы помните, Тэль — это невинная девушка в потусторонней реальности Блейка, которая стоит на пороге осознания причины жизни и опыта смерти. В городе Машин, в мире Диккенса, Тэль вынуждена заниматься проституцией, хотя пытается продавать не тело, а искусственные, мёртвые цветы. Тэль очень важный персонаж, так как это последний человек, которого увидит Уильям Блейк в своей земной жизни. Она уводит его со скотских улиц к себе. Ночь, звёзды, ненастоящие цветы как декорации смерти. Здесь Тэль вооружена. Блейк удивлённо спрашивает, зачем ей пистолет и девушка, женщина, познавшая разврат и смерть отвечает ему — мы в Америке.

Тэли закрывает собой Уильяма Блейка
Тэли закрывает собой Уильяма Блейка

Как мы помним, согласно воззрениям, пророчествам Уильяма Блейка, великое предназначение Америки было осквернено изнасилованием её идеального образа работорговлей. Итак, здесь в Америке Тэль, символ девичей чистоты, вооружена и вынуждена заниматься проституцией. Но несмотря на это именно она попытается спасти Уильяма Блейка, прикрывая его собой от выстрела сына Диккенса — очередного персонажа его механического мира. Он претендует на падшую, втоптанную в грязь невинность, как на свою собственность, жену. Вместе с Тэль Уильям Блейк умирает, убивая при этом наследника творца этого города. Падающая звезда перечеркнула небо. Поэт-мертвец оказывается в пустом мире перехода от времени к вечности, где нет ничего кроме его фантазии, основанной на его опыте. Вокруг него скалы и лес, они фантастически бесплодны и в этом Ничто его встречает Никто.

Никто
Никто

Личность этого удивительного, удивляющего Никто очень важна для дальнейшего путешествия. В возрасте подростка этот индеец, условно дикарь, человек с незамутнённым цивилизацией разумом был убит британскими солдатами и, проделав свое путешествие через океаны, увидел космические панорамы, миры Уильяма Блейка. Его опыт привёл его к мёртвому поэту. Став его проводником в ином мире, он сразу спрашивает, есть ли у него табак, так как понимает, что путь этого мертвеца будет непростым. Табак, который успокаивает возбуждённые участки центральной нервной системы, является очень важным атрибутом в ритуальном обряде начала и завершении войны у индейцев. Ритуальная трубка мира еще пригодится Блейку, когда он закончит свою войну. Путь мёртвого поэта окажется непростым, он встретит на нём страшные тени умерших, которые так и не смогли уйти из своей пустоты. Блейк выстрелами освобождает их от вечного скитания вокруг своей гниющей плоти.

Трое мертвецов окружили поэта Уильяма Блейка
Трое мертвецов окружили поэта Уильяма Блейка

Но и самому мёртвому Блейку угрожает смерть, та самая смерть вторая о которой говорится в Откровении. Диккенс послал за поэтом трёх демонов, среди которых есть людоед и другие страшные, стерегущие с пустыми глазами, которые не видят ничего кроме растущих нулей за смерть мертвеца. Отныне свои стихи поэт Блейк будет писать их скверной, густой как мазут кровью.

Демон-людоед
Демон-людоед

Дальше. Дальше не может быть там, где нет линейного времени. В этом пространстве есть только скитание. Путешествие в миражах своего опыта. Присутствие в собственном страхе и избавление от него. Осмысленная бесконечность этого пути, в финале которого человек оказывается между двух небес, настоящего и отражённого.

Смерть — это война, где истинная, первая природа человека ведёт бой с приобретённым опытом, с ограниченной материальной реальностью. Но как сказано в том же Откровении «...побеждающий не претерпит вреда от второй смерти».

#поэзия #уильям блейк #джонни депп #джим джармуш #кино #литература