Без сомнения и лукавства можно сказать, что мировая слава нашего спорта ковалась поистине уникальными людьми. Чем дольше я пишу цикл статей о великих победах Отечественного спорта, тем больше проникаюсь историями по-настоящему невероятных судеб атлетов СССР, чьи достижения заканчиваются не только спортивными аренами, но и простилаются на всю последующую жизнь, в которой кто-то уходит очень далеко от спорта, а кто-то остается рядом и дальше продолжает вносить свой вклад в развитие следующих поколений. Сегодня мне хочется рассказать про человека, прошедшего войну, выигравшего россыпь золотых медалей чемпионатов мира и олимпийских игр, получившего медицинское образование, ставшего тренером, а потом и писателем - Аркадия Никитича Воробьева.
Аркадий Воробьев родился 3 октября 1924 года в крестьянской семье в деревне Мордово Тамбовской области. Какое-то время семья Воробьевых жила в Баку, а потом переехали в Татарстан в г. Тетюши. Мужчины их рода всегда отличались недюжинной физической силой, отец участвовал в кулачных боях. А сам Аркадий мог переплыть Волгу.
Когда пришла война, Воробьев не попал на фронт из-за малого возраста. Но для упрямого юноши любые препятствия были лишь временными, и в 1943 году он прошел курс молодого бойца, а также школу водолазов в Геленджике. После ее окончания Аркадий все-таки попал на фронт и служил на Черноморском флоте матросом морской пехоты. В подтверждение своего подвига, когда первым в устье реки Дуная в составе десанта повел роту в атаку, был удостоен медали «За отвагу». В 1944 году получил орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени, коими всегда очень гордился.
После окончания войны Воробьев оказался в Одессе, где занимался восстановлением и разминированием порта и близлежащей акватории. Занятие это было очень опасным: приходилось искать бомбы, вес которых иногда доходил до тонны, и обезвреживать их. Именно там, в свободное от службы время, и взяло свое начало увлечение Аркадия тяжелой атлетикой.
Когда это началось? В Одессе в 1946 году. Я был тогда водолазом и в свободное время наведывался на пирс, где обычно собирались матросы и «травили байки….» На пирсе лежала «штанга», не настоящая, а ось от вагонетки, как ее величали – «Ось от кареты императрицы Елизаветы». Братва, те, кто поздоровее иногда подходили к ней и пытались поднять. Получалось далеко не у всех. Чаще всего брался за нее и многократно поднимал матрос по имени Семен – как позже выяснилось Чемпион Черноморского флота по тяжелой атлетике. Я тоже попробовал – поднял! Поднял на кураже, через силу с «мурашками» в глазах… Очнувшись тотчас решил, что догоню Семена. Теперь, как только выпадала свободная минутка, я направлялся на пирс… Вольно или невольно Семен стал моим лидером, и, потянувшись за ним, я устремился в путь, растянувшийся, как потом оказалось, не на один десяток лет. Всего через месяц я уже поднимал ось столько же раз, сколько и Семен… Ну а дальше что? А дальше тренировки в спортивном клубе «Водник», выполнение норматива «Мастер спорта СССР», победа в Севастополе на звание «Чемпион Черноморского флота». (из книги "Железная игра" А.Н. Воробьева)
После окончания службы в 1949 году Воробьев уехал на Урал, где окончил десятилетку в школе рабочей молодежи, а паралельно с этим работал тренером в Доме офицеров Уральского военного округа. Потом он поступил в медицинский университет, продолжая развивать успехи в тяжелой атлетике.
В 1950 году на соревнованиях в Харькове с мировым рекордом в рывке Аркадий Воробьев становится Чемпионом СССР и входит в сборную Союза. Это было довольно важным событием, особенно при условии приближающейся первой для СССР Олимпиады.
На Играх в Хельсинки 1952 года Воробьев выступал в весе 82,5 кг, где завоевал бронзовую медаль.
Олимпийские Игры в Мельбурне 1956 года и предшествующие события
После первого международного призового места Аркадий стал по-настоящему неудержим. В следующее четырехлетие он выигрывал практически все: три золота Чемпионата Европы (1953, 1954, 1955 года), три золота Чемпионата Мира (1953, 1954, 1955 года), причем первые победы были одержаны все в том же весе 82,5 кг, а последующее уже в более тяжелой категории - 90 кг.
Само собой, к Играм Воробьев подходил главным фаворитом и звание это оправдал, выиграв золото.
После выигрыша Олимпийских игр в Мельбурне мы плыли на пароходе двадцать дней и пришли в декабре во Владивосток. Когда наш лайнер заходил в гавань, нам салютовали все пароходы. Десятки тысяч людей высыпали к причалам, на набережные. Мы сразу разделились на мелкие группы и стали встречаться с жителями Владивостока. Высшая награда — это когда народ отнёсся к победе своей олимпийской команды как к своей личной победе. Из ста пятидесяти комплектов медалей мы взяли тогда тридцать семь золотых… (из воспоминаний Аркадия Воробьева)
Олимпийские Игры в Риме 1960 года
После первого золота Олимпийских Игр Воробьев не собирался останавливаться на достигнутом. За следующие два года он выиграл два золота Чемпионатов мира, а также одно золото Чемпионата Европы.
В статусе ветерана тяжелой атлетики Аркадий готовился к предстоящим Олимпийским Играм в Риме. И на второй Спартакиаде народов СССР, поднимая штангу, он упал на помост. Подняться самостоятельно не смог. «Скорая» увезла в Центральный институт травматологии и ортопедии. Диагноз – отрыв приводящей мышцы бедра. Воробьеву шел 35-й год. Штангу больше поднимать не мог, и тренеры вычеркнули его из списков сборной. Однако Аркадий не сдался и после реабилитации продолжил тренировки. Понятное дело, что с такой тяжелой травмой упражнения давались ему совсем не легко, но его это не останавливало.
Попав в состав сборной, Воробьев выбил себе путевку на ЧМ-1959. В Варшаве больная нога сыграла роль ограничителя в активных упражнениях со штангой – рывке и толчке. Тем не менее с главным соперником – Луисом Мартином в троеборье они набрали одинаковую сумму – 445 килограммов. Британец оказался легче, и титул чемпиона мира достался ему. После этого тренеры не особо верили, что Аркадий сможет взять золото в Риме. Поэтому за путевку на Олимпиаду предстояло еще побороться. И тут трудолюбивый Воробьев несмотря на травмы и возраст дал бой и отобрался в состав сборной вместе с Трофимом Ломакиным.
«Палацетто делла спорт», жим штанги, выход Воробьева. Британец Луис Мартин прекратил борьбу на весе 137,5 килограмма, американец Джон Пулскэмп – на 140. Аркадий начинает со 145 килограммов и берет их. Следом 150 кг жмет Ломакин. Воробьев не сдается, берет вес 152,5 килограмма – лучший личный результат. Следом Трофим устанавливает новый мировой рекорд – 157,5 килограмма. Он лидер.
В рывке Трофим легко поднимает 130 килограммов, а 135 дожимает – незачет. В третьем подходе исправляет ошибку. Луис Мартин дальше 137,5 килограмма не продвигается. Аркадий легко и красиво покоряет этот вес, с такой же легкостью фиксирует 142,5 килограмма и по сумме двух движений выходит вперед.
В толчке Мартин заканчивает выступление на 170 килограммах. Ломакин поднимает столько же и ждет, с какого веса начнет Воробьев. Аркадий толкает на 2,5 килограмма больше. Трофим пропускает… 177,5 килограмма Воробьеву не покоряются. Ломакин на помост не выходит… У Аркадия последний подход. На кону победа и мировой рекорд в троеборье. Это был крайне волнительный момент. Он очень долго стоит на подиуме. Тяжеленный спортивный снаряд замирает на груди. Через паузу взлетает над головой и, скособочившись, уводит атлета к краю помоста. «Держать, держать!» – взрывает тишину зала громогласный хор всей команды. Уловив центр тяжести снаряда, Аркадий выправляет положение, фиксирует вес над головой… «Опустить!» – командует судья. Штанга летит на помост. Чемпион поднимает руки над головой, улыбается, а в глазах слезы – ни одна победа не принесла ему столько счастья, как эта. Первые поздравления – от Ломакина.
Мне даже казалось, что я заболел какой-то странной болезнью, – оценил момент в одной из своих книг Воробьев. – Таким необычайным и безграничным было мое счастье. Это чувство нельзя измерить и охватить. За него стоило платить цену, которую я заплатил. Я не жалею ни о чем. Жизнь спортсмена кончилась. Но я не сказал штанге прощай. Для меня начиналась новая жизнь – жизнь тренера, ученого, педагога...(из воспоминаний Аркадия Воробьева)
По окончанию спортивной карьеры Воробьев многое сделал для тяжелой атлетики и спортивной медицины:
- в шестидесятые годы был старшим тренером сборной команды СССР и дважды приводил её к победам на Олимпийских играх;
- в 1977 году Воробьев был назначен ректором в Московский областной государственный институт физической культуры;
- под его руководством более 50-ти человек стали кандидатами и докторами наук в области физического воспитания и спортивной медицины;
- являлся одним из организаторов реабилитационного центра для чернобыльских детей;
- автор шести книг, учебника для спортивных вузов и более двухсот научных и публицистических трудов.
В заключении хотелось бы сказать, что помимо всех наград и медалей, как фронтовых, так и спортивных, помимо всех научных трудов и разработок Аркадий Воробьев является автором 21 рекорда мира и 37 рекордов СССР, а с 1995 года включен в Зал славы Международной федерации тяжёлой атлетики.
Наверное, у меня в генах заложена такая работоспособность, тяга к труду. И к физическому, и к умственному. Знаете, я горжусь тем, что всю свою жизнь работал на благо Родины, народа нашего. Говорю вам это искренне. (Аркадий Воробьев)
Все статьи цикла можно найти по тегу #великие победы отечественного спорта
Если вам понравилась статья, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал.
Спасибо!
Другие статьи из цикла великих побед:
Советский гимнаст, попавший в книгу рекордов Гиннесса вместе со своей супругой
Детдомовец из блокадного Ленинграда, установивший три мировых рекорда в стрельбе
Как мальчик, переживший блокаду,обыграл брата Грейс Келли и вошел в Королевский клуб гребли