В ленте Дзена мне часто попадаются снимки развалин усадеб русского дворянства. Так называемые "заброшки" — довольно популярная тема среди блогеров. Руины весьма живописны, окутаны тайной и имеют историю, зачастую трагическую.
Смотреть на все это печально, и кажется, если бы не революция, а потом и развал СССР, то стояло бы такое красивое здание, было бы центром местной культуры и образцом архитектуры.
Однако история существования усадеб куда более сложна. Они появились при Петре III после публикации Манифеста о вольности дворянства. Дворянам разрешили не служить на гражданской или военной службе. Это дало возможность вести жизнь совсем иного уклада. Тогда и начинают строиться по всей стране в помещичьих и дворянских имениях красивые усадьбы с парками и театрами, другими увеселениями для господ. Были даже в ходу типовые проекты, одним из авторов которых называют великого Растрелли.
Зачастую в комментариях к таким постам можно увидеть сетования, мол, вот что большевики сделали с прекрасными образцами архитектуры. Удивительно, но первый крест на сибаритствующей усадебной жизни поставил вовсе не в 1917, а 1861 год, когда было отменено крепостное право. Тут-то и выяснилось, что часть усадеб существовала только за счет унизительного крепостного труда. В тех из них, где не появилось сколько-нибудь рентабельное предприятие, к примеру, мыло- или сыроваренный завод, суконная фабрика или передовая агротехника, наступал упадок.
«Разорены и обветшали торжественные дома с античными портиками, рухнули храмы в садах, а сами “вишневые сады” порублены. Сожжены, сгнили, разбиты, растерзаны, раскрадены и распроданы бесчисленные богатства фаворитов русских императриц: картины и бронза, мебель и фарфор и тысячи других великолепий…Не одна судьба зло подшучивала над Россией. Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и растереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и с усердным вандализмом несколько поколений свели на нет все, что создали их прадеды. Ведь культурным было русское дворянство от Екатерины Великой и до освобождения крестьян, они берегли и любили красоту жизни. А потомки надругались над тем немногим, о чем могли бы говорить с гордостью… Всюду в России – в южных губерниях, на севере и в центре – можно наблюдать тот же развал старого, развал не только денежный, но развал культурный, невнимание и нелюбовь к тому, что должно украшать жизнь… Еще можно спасти дорогие остатки старины, сохранить и уберечь от окончательной гибели красивые воспоминания, плесневеющие в грязных деревнях, в провинциальной глуши отдаленных губерний. Еще стоит подумать, прежде чем рушить дома, прежде чем продавать скупщикам картины и предметы убранства. В России еще есть старое искусство…»
Так писал искусствовед и подвижник Николай Врангель в 1910 году, то есть задолго до революции, в своем исследовании Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры.
Безусловно, революция завершила начатое. И в 20 веке здания не просто приходят в упадок, но и рушатся без возможности восстановления. Там, где в старинных зданиях устроили музей или какое-нибудь другое культурное учреждение, с хорошим финансированием, смогли красоту сберечь - Абрамцево, Архангельское и другие. А где-то и для советской власти содержание роскошных покоев было не под силу. Потому что эти здания требуют больших средств. Так называемая стоимость владения очень высокая.
Яркий пример тому - усадьба Дубецких в Одесской области. Построил ее в 1854 году генерал-майор Дубецкой. Это было роскошное здание по образу Зимнего дворца. Однако после отмены крепостного права потомки вынуждены были продать усадьбу богатым евреям, а после она попала в руки купца Панкеева. Его сын проходил лечение у Зигмунда Фрейда по причине неврозов, его называли "человек-волк"(ему мерещились волки, от которых исходит угроза). Потому за этим зданием закрепилось прозвище "Волчье логово". Когда после революции здание национализировали и составляли опись, то уже звучало, что оно нуждается в капитальном ремонте.
В первые годы после революции в нем была размещена милиция, в части помещений, вероятно, - жилые квартиры, а так же клуб, кинотеатр. Но тем не менее здание постепенно разрушалось. После развала СССР местные жители стали снимать рамы, двери, разбирать кирпич.
Сейчас руины приобретены какой-то коммерческой компанией, но восстановление так и не началось. Предполагаю, объем средств, который требуется на восстановление, будет по карману только крупному олигарху, примерно таким и был в свое время генерал Дубецкой.
Как раз именно поэтому и нет возможности реанимировать и вернуть к жизни все эти красивые руины — нет таких средств ни на ремонт, ни последующее содержание. Причем, нет ни у государства, ни у богатых людей, которые думают еще и о том, как вернуть эти капиталовложения и за счет каких доходов здание будет функционировать.
Причем, проблема содержания старинных замков и поместий характерна для всего мира. В Англии снимают сериал: "Поместья: новая жизнь", где эксперты по управлению недвижимостью учат отпрысков благородных семейств содержать такие здания. Подсказывают новые источники доходов, чтобы покрывать гигантские расходы. Глядя на их мытарства, становится понятно, что владение такими поместьями не столько счастье, сколько непосильная ноша и постоянный стресс.