115 лет назад было открыто первое заседание нижней палаты первого парламента Российской империи – Государственной Думы.
Как известно, российский парламент, имевший в средневековье предшественников в виде боярской думы и земских соборов, тем не менее, рождался в муках. Если не считать прожектов декабристов, то первый реальный шанс на его появление был упущен в 1881 году. Тогдашним министром внутренних дел М.Т. Лорис-Меликовым был подготовлен проект политической реформы, включавший в себя созыв высшего представительного органа, но после убийства террористами императора Александра II проект был отклонён новым царём Александром III.
Сменивший его через тринадцать с лишним лет Николай II в первой же речи заявил, что намерен охранять начала самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как и отец, а с бессмысленными мечтаниями об участии в делах внутреннего управления всем остальным лучше расстаться. Однако в 1905 году жизнь заставила его вернуться к забытым проектам четвертьвековой давности.
Начавшаяся в конце января 1904 года Русско-японская война с самого начала шла неудачно и поражения, следовавшие одно за другим, через год привели страну к революции. Чтобы хоть как-то успокоить ситуацию были вынуты из-под сукна проекты создания парламента. Наконец, в августе 1905 года вышел царский манифест об учреждении в империи законосовещательной Государственной Думы. Однако это никого не устраивало. Две всеобщих политических стачки в октябре и декабре того же года и вооружённые восстания в Москве, Сормове, Ростове-на-Дону и многих других городах заставили царя сначала 17 октября дать будущей нижней палате парламента некоторые законодательные полномочия, а затем 11 декабря 1905 года издать указ об изменении положения о выборах в Государственную Думу.
Предложенная правительством избирательная система была громоздкой и уже для того времени крайне консервативной, если не сказать, архаичной. В её рамках избирателями могли быть исключительно мужчины старше 25 лет, но даже они не все могли участвовать в выборах. Те, кто всё же получил право голоса, делились на сословные курии, как это было принято ещё в Древнем Риме. Выборы были многоступенчатыми, число ступеней варьировалось от двух до четырёх в зависимости от курии. Избиратели не могли выбирать депутатов напрямую, они должны были голосовать за уполномоченных, затем уполномоченные выбирали выборщиков и выборщики из своих рядов, наконец, выбирали депутатов. В двух куриях из четырёх избирателям было позволено голосовать сразу за выборщиков. Кроме того, в этой системе не действовал принцип равенства голосов. Например, голос одного помещика приравнивался к 3 голосам потомственных горожан, 15 голосам крестьян или 45 голосам рабочих. Другими словами, выборы в Думу не были ни всеобщими, ни прямыми и ни равными. Сегодня никто бы не рискнул признать их свободными, но тогда это был шаг вперёд.
Нужно добавить, что помимо Государственной Думы – нижней палаты парламента, была предусмотрена и верхняя. В неё был переделан к тому моменту уже давно существовавший Государственный Совет. Половина его, как и прежде, назначалась императором, а другая половина стала избираться из числа представителей высших слоёв общества по отдельной ещё более консервативной куриальной системе выборов, к которой простые смертные не имели уже совсем никакого отношения.
Выбор такой избирательной системы говорил о глубоком недоверии, разделявшем верховную власть и широкие слои населения. Ведь в тоже самое время в Финляндии, находившейся в личной унии с Россией, в июле 1906 года император утвердил новый Сеймовый Устав, в соответствии с которым однопалатный парламент великого княжества выбирался по невероятно прогрессивным для той эпохи правилам.
Все жители, начиная с 24 лет, включая женщин, имели право принять участие в прямом и равном голосовании. Никаких курий, никаких уполномоченных и выборщиков, никаких имущественных цензов, никакого неравенства полов и голосов – разительный контраст с территорией всей остальной империи.
Выборы в I Государственную Думу в силу их многоступенчатости продолжались не один день, как это принято сегодня, а длились неделями, причём в разных регионах они проходили в разное время. Большая часть депутатов была избрана в феврале-марте 1906 года, но были и такие места, где выборы закончились только в июне. Из-за крайне ограниченного круга полномочий Госдумы и консервативного избирательного закона выборы бойкотировались крупнейшими левыми партиями страны – социал-демократами и социалистами-революционерами, хотя отдельные их представители всё же были избраны депутатами. Правые радикалы также не принимали участие в избирательном процессе, т.к. отвергали саму идею парламентаризма. В итоге большинство в первой Думе получила либеральная партия конституционных демократов, они же – Партия народной свободы.
Думе удалось протянуть всего 72 дня, потом она была распущена царём. За это время депутаты смогли одобрить 2 законопроекта, лишь один из которых успел рассмотреть Госсовет. Другими словами, результат законотворческой деятельности первой Думы был ничтожным.
Роспуск нижней палаты парламента и воззвание части её депутатов к населению с призывом о неповиновении правительству вызвали новый подъём революции, включавший в себя волну восстаний в армии и на флоте, крестьянские бунты, забастовки рабочих и террор. Дело приняло столь серьёзный оборот, что в августе 1906 года правительство было вынуждено на полгода ввести военно-полевые суды во всех местностях, объявленных на военном положении и положении чрезвычайной охраны. Тем не менее, история Думы продолжилась. Всего до 1917 года удалось поработать четырём составам нижней палаты парламента, причём III Государственная Дума проработала полный срок.
Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet
© polikliet
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки