В 1921 году в Беловежской пуще случилось печальное, да и позорное для человечества, событие - застрелили последнего жившего там вольного зубра. Его последний собрат кавказской разновидности зубров прожил не намного дольше - до 1926 года.
Чтобы понять, насколько это животное нуждается в защите, нужно знать его характер. При высоте в холке до 2-х метров и весе до тонны это спокойное, добродушное и даже немного робкое животное. Максимальный урон его поголовью наносили в лихие годы войн и восстаний. Когда большому количеству отступавших французов, повстанцам Кастуся Калиновского или немецким войскам в Первую Мировую требовалась пища. Ну и охота августейших особ на протяжении 5 веков тоже оставляла урона немало.
К счастью, в зоопарках и частном владении оставалось ещё около 50 животных. И их, естественно, никто отстреливать не собирался. А среди людей нашлись те, кто не пожалели сил и финансов на казавшееся почти безнадежным дело - восстановление стад диких зубров.
Началось возрождение в 20-х годах всего с 3 особей. И к 1939 году их насчитывалось уже 19. Во время войны немцы, хозяйничавшие в пуще, держали зубров в загонах, подкармливая и следя за ними. Но отступая выпустили и животные разбрелись.
После установления в августе 45-го года польско-советской границы зубропитомник оказался на польской территории. В белорусской части пущи все пришлось начинать заново. И тут, ради воссоздания популяции животных, пришлось пожертвовать частью заповедного леса. На полянах на территории питомника пришлось вырубить деревья, выкорчевать пни и посеять кормовые травы.
Место было выбрано не случайно - именно там раньше постоянно жили дикие стада животных. С польской части пущи привезли пятерых животных. Всё шло вполне благополучно. И вдруг всего через год из Москвы приходит инициатива Всероссийского общества охраны природы и Всесоюзного географического общества - питомник в Беловежской пуще ликвидировать, а зубров перевезти в подмосковье для организации там зубрового парка. Белорусские ученые категорически отказались. Недовольства это вызвало немало, но беловежские зубры остались в Беловежской пуще.
В начале 50-х численность животных достигла довоенного уровня и зубров понемногу начали выпускать из загонов на вольную жизнь. А к концу 60-х все зубры были выпущены на волю. Зубропитомник свою миссию выполнил - по пуще снова, как многие сотни лет назад бродили стада зубров.
Хлопот и забот с добродушными лесными великанами было не мало. Надо было следить за состоянием их здоровья, особенно, самок, перегонять животных, контролировать целостность загонов. Случались и курьезы - однажды стадо из восьми голов решило перебраться на польскую территорию. Прорвать пограничные заграждения для них не составило никакого труда. Погуляв по польской части пущи, зубры-патриоты все же решили вернуться домой. Причем пошли той же дорогой, опять разрушив уже восстановленное к тому времени пограничниками заграждение.
Учитывая, что популяцию восстанавливали используя не только беловежских, но северо-кавказских животных, ученые в 60-х годах решили продолжать работу только с чисто беловежской линией. 114 помесных зубров беловежско-кавказского происхождения вывезли в леса Северного Кавказа и на Украину. А к пущанским зубрам добавили 38 чистокровных животных из Приокского заповедника.
Постепенно зубры расселились по всей пуще. И территория древнего реликтового леса стала маловата для возродившегося вида лесных великанов. Зв время работ по восстановлению популяции в Беловежской пуще родилось 1700 зубриных малышей. Их расселяют по другим заповедникам, помогая тем самым возрождать этот вид, населявший когда-то всю Евразию.
Как съездить в Беловежскую Пущу, где там остановиться и чем заняться
Мтирала. Волшебство колхидского леса.
Тайны в глубинах озер Беларуси. Или как рождаются легенды.
Голубые озера. Когда отсутствие цивилизации - спасение для природы
Водопады Тохмайоки. По дороге в Рускеалу