Найти тему
Э-эскизы

Легенды о легендах хоккея – забытые герои. Защитники и вратари сборной СССР-1954

Прекрасны видны взаимоотношения в команде. Фото ТАСС
Прекрасны видны взаимоотношения в команде. Фото ТАСС

Уже больше 67-ти лет прошло с начала победного (пусть не всегда) шествия наших героев-хоккеистов по площадкам чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр, серий с канадцами, Кубков Канады и Вызова. Именно тогда, в 1954-м в Стокгольме весь мир впервые убедился, что наши не только никогда не сдаются, но и почти всегда побеждают.

Почему же мы почти не помним тех героев, что были первыми? Нет, конечно, все знают Боброва (в основном – по футболу), кто-то даже вспомнит Гурышева, Шувалова, Бабича, Хлыстова…и других нападающих. Про защитников и вратарей не вспомнит никто, кроме тех, кто специально этой темой интересовался

Почему не помним?

Моё мнение – на первом месте телевизор, на втором – концентрация «канадского» хоккея до 1960-х только в Москве.

Почему моё поколение, пусть мы были детьми или подростками в 1960-1970-х, так легко рассуждает про игру наших звёзд тех лет? Всё очень просто – мы смотрели их игру по телевизору.

А иногда даже и вживую попадали на хоккей тех лет. Необязательно ЦСКА – Динамо или Спартак – Крылья Советов. Лично для меня и любой матч СКА (Куйбышев), на который привозил меня дед-фронтовик – это был праздник, запомнившийся на всю жизнь.

Но телевизоры в массовом количестве у нас в провинции (а значит – во всём СССР) появились с середины 1960-х. Соответственно, и записи тех матчей, пусть чудом сохранившиеся, пусть отрывочные, есть только уже с 1960-х.

Как начинали играть не в «русский» хоккей в 1940-1950-х – могут вспомнит только очевидцы. Не говоря уже о том, что этим очевидцам всем теперь уже за 80 лет, так ещё ведь их было очень мало. Просто намного популярнее у нас в те годы был наш исконный «хоккей с шариком». Даже в моём малом городке на матчи по нашему хоккею собиралось тысяч 10 зрителей в мороз под минус 30 на стадионе, рассчитанном (деревянные скамейки) максимум на 3 000. Сидели друг у друга на головах и были рады – так теплее!

До 1960-х «канадский» хоккей оставался для всей страны какой-то «заморской» штучкой, которой вдруг от жиру увлеклись где-то там в столицах.

Почему я помню? Вратари

Скажу честно – только благодаря Николаю Георгиевичу Пучкову. В 1954-м на Чемпионате ему только что (30 января) исполнилось 24 года. Он вообще-то ехал вторым, за Мкртэчяном, который, по всем книгам Тарасова и интервью Чернышёва – наш первый вратарь мирового уровня, основоположник всей нашей вратарской школы.

Ребята, вы поймите, они играли даже без масок на лице, по-моему, однозначно – герои! По ходу чемпионата Пучков сыграл больше матчей (5) и стал основным нашим вратарём.

Впоследствии, после завершения карьеры, Пучков на 20 лет стал главным тренером СКА (Ленинград) и таки добился с ними в 1971-м бронзовых медалей. Вам сейчас кажется, что мол это за достижение. А вы подумайте, что в Москве тогда, прямо накануне серий с канадцами были ЦСКА, Динамо, Спартак и ещё Крылья Советов Кулагина, которые вообще всех разорвали.

И вот во все эти разборки вдруг встрял Пучков с командой, фактически, молодёжной (о, как мне нравилась тогда игра форварда Андреева!), и сделал в чемпионате из них две из четырёх! Вообще, в советское время занятие третьего места в хоккейном чемпионате какой-то не московской командой – всегда было сенсацией. Кроме СКА, я лично помню Химик и Трактор – больше никого!

Пучков так всю жизнь и прожил в хоккее тренером, организовал даже новый клуб «Ижорец», умер в возрасте 75 лет в машине по дороге на очередную тренировку.

Григо́рий Мкрты́чевич Мкртычан после игровой карьеры был главным тренером Локомотив (Москва) и завоевал бронзу чемпионата СССР 1961-го. То есть даже в этом плане он Пучкова опередил. Потом занимал всякие должности в Спорткомитетах, Федерации, МХЛ, короче – жил нормально. Умер в возрасте 78-ми лет.

Первая пара защитников Кучевский - Уколов

Альфред Иосифович Кучевский (рождения 17 мая 1931-го) всю свою карьеру (1949-1961) играл за Крылья Советов (Москва). На момент Чемпионата мира в Стокгольме ему было всего-то – 23! По нынешним меркам – почти что ребёнок, по послевоенным – мужик!

Лично я считаю, что именно Кучевский был по игре примером для всех наших защитников, включая легенду – Сологубова, который и был старше, и воевал, но в сборную призвался чуть попозже.

Кучевский в после хоккейной жизни тоже не пропал. Имел какое-то отношение к первым российским лотереям, не бедствовал, умер в возрасте 68-ми лет.

Небольшое историческое отступление

Я лично много видов спорта на себе в жизни испытал. Но чтобы вот так, почти ничего не зная про уровень игры соперников («товарищеские матчи» или Универсиада в Вене – просто смешно про это говорить) поехать на чемпионат мира, ещё и с задачей минимум – победить? Это за гранью всей моей жизни и всего, что я знаю о спорте!

Они туда приехали и победили. Потому что они были – Победители. Потому что это мы выиграли самую страшную в истории Войну. Потому что они не могли проиграть, если их погибшие ровесники, братья, отцы – пусть умерли, но победили!

С Уколовым Кучевский дружил семьями

По воспоминаниям Кучевского, Уколов – его лучший партнёр по обороне. Пусть они и играли в разных клубах. Кучевский за Крылья Советов, Уколов – за ЦСКА, но зато в сборной – они понимали друг друга с полу-движения. Да даже и с намёка на движение! По мнению Кучевского, такому взаимопониманию способствовало то, что их жёны были подругами. Соответственно, в 1950-х они много общались за пределами площадки, что им и помогало при игре за сборную СССР.

После завершения карьеры Уколов с семьёй и друзьями не общался. Умер в возрасте 62 года.

Александр Николаевич Виноградов

В любой команде нужен «дядька». Даже в команде пятиклассников нужен хоть один семиклассник, который уже по жизни намного больше понимает. Что уж говорить про сборную СССР, впервые едущую на чемпионат мира, и никак, ну просто хоть умри – не могущую там обосраться?

Таким «дядько» был защитник Виноградов, 1918-го года рождения, ещё в далёком довоенном 1937-м дебютировавший в первенстве СССР по футболу за ЦСКА. Мне он особо дорог, как один из основателей хоккейной команды СКА в Куйбышеве – Самаре. Умер в возрасте 70 лет.

Павел Николаевич Жибуртович

Мой земляк – родился в 1925-м в Самаре (заметьте – она тогда ещё Куйбышевым не была, как и сейчас). В семье бухгалтера (боже ж мой – ведь это было время НЭПа!), занимался всяким спортом под влиянием своего старшего брата Юрия. Который был отличный хоккеист.

Это Юрия, собственно, и погубило в 1950-м, когда почти все наши отличные хоккеисты, собранные Василием Сталиным в команду ВВС, погибли в авиакатастрофе под Кольцово…До сих пор не могу поверить, ЛИ-2 (копия DC-2) – очень надёжная машина. Её разбить – это надо постараться!

Но младший брат остался жив. Он тоже хорошо играл в хоккей. Поехал на первый в истории СССР чемпионат мира в 1954-м. Сыграл в защите 5 игр из 7 – стал таки чемпионом!

Что интересно в его карьере: один из немногих, кто смог сменить «прописку» с армейской на динамовскую. С 1955 по 1962 числился в Динамо. Умер в Москве в возрасте 80 лет.

А сознайтесь, читатели, кому из вас хотя бы знакома эта фамилия? А её таки носили два, без сомнений, выдающихся хоккеиста времён СССР.

Генрих Иванович Сидоренков

Ему всего было-то – 22. Поехал пятым (это в те годы – запасной) защитником. Выходил в трёх играх на замены, из-за чего ЗМС не получил. Дурацкая какая-то, на самом деле, была советская традиция. Причём касалась, почему-то, только защитников – таким же образом ЗМС не получили Брежнев и Зайцев (смотри предыдущие публикации канала). Но он был молодой, своё звание ЗМС заработал в 1956-м в Кортине с Сологубовым и Трегубовым. Но это уже совсем другая история. После завершения карьерыработал на кладбище (в отличие от Альметова – это не легенда). Умер в возрасте 58 лет.

Заключение

Вот такие, наполовину грустные истории. Но Самара никогда своих не забывает! Ни Жибуртовичей, ни тем более первых отцов-основателей СКА (Куйбышев)!