К концу 1906 года фовисты привнесли в новаторскую французскую живопись ещё одно новое влияние - африканское искусство.
Однажды, после нескольких часов работы на пленэре, Вламинк увидел в закусочной в Аржантее три экзотических предмета. Он сразу решил их купить, заодно угостив выпивкой всех присутствующих. Ещё несколько африканских вещей Вламинк приобрел у друга семьи. Когда Дерен узнал о большой африканской маске племени фанг, он был сильно впечатлен и выкупил её у Вламинка. Впоследствии в его мастерской маской любовался Матисс. Он тоже начал собирать свою коллекцию африканского искусства, купив маленькую статуэтку на улице де Ренн. Искусствоведы считают, что в тот же день он показал её Пикассо.
В 1908-1909 годах американский художник Джелетт Бёрджесс взял серию интервью у художников Парижа. Он искал обоснования живописи, которая шокировала его на знаменитой выставке "диких" художников 1905 года. Своё эссе Бёрджесс опубликовал в Нью-Йорке. Он стал первым, кто ввёл французское современное искусство в Соединенные Штаты.
Интервью были опубликованы вместе с фотографиями художников и их работами. Дерен показан с одной из своих небольших резных скульптур, рядом с более крупной работой из камня на полу.
Пикассо сидит перед африканской скульптурой, висящей на стене его студии.
То, что Пикассо впитал этот мощный источник экзотического искусства, в полной мере проявилось в 1907 году. Когда он увидел африканские маски, которые его так захватили, Пикассо посетил в Париже "Музей человека". Этнографический музей был открыт в 1878 году и находился во дворце Трокадеро. Там эти маски просто пылились. И вот является Пикассо и начинает смотреть на них совершено свежим взглядом. И удивляется тому, с какой творческой свободой мастерА, так называемых примитивных народов, обращаются с формами. Что им Джотто, Веласкес или Рембрандт? Это всё им неизвестно, у них совершенно другая культура.
Пикассо видит африканскую статуэтку и сравнивает её с банальной академической скульптурой, которую делает современный скульптор, и считает, что этот скульптор - раб натуры. Попавший в рабство уже очень давно и неспособный ничего создать от себя. Благодаря этим примитивным мастерам Пикассо понимает, что можно быть свободным от натуры, что её можно переформировывать. Мять, давить, лепить и создавать новые совершенно неслыханные образы. Вот этим он начинает заниматься.
Не только Пикассо был потрясен этим зрелищем, но и параллельно с ним африканским искусством заболевает целое поколение художников-новаторов. Этот величайший перелом в истории пластики стал одним из источников возникновения кубизма. О другом источнике кубизма, мы поговорим в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Знаете, творчество какого художника стало вторым источником кубизма? Пишите Вашу версию в комментариях. Пока пока.