Найти тему

Как Пикассо открыл для живописи африканское искусство

К концу 1906 года фовисты привнесли в новаторскую французскую живопись ещё одно новое влияние - африканское искусство.

Однажды, после нескольких часов работы на пленэре, Вламинк увидел в закусочной в Аржантее три экзотических предмета. Он сразу решил их купить, заодно угостив выпивкой всех присутствующих. Ещё несколько африканских вещей Вламинк приобрел у друга семьи. Когда Дерен узнал о большой африканской маске племени фанг, он был сильно впечатлен и выкупил её у Вламинка. Впоследствии в его мастерской маской любовался Матисс. Он тоже начал собирать свою коллекцию африканского искусства, купив маленькую статуэтку на улице де Ренн. Искусствоведы считают, что в тот же день он показал её Пикассо.

слева: африканская маска, справа: "Бюст человека (Этюд к Авиньонским девицам)" Пабло Пикассо 1907 год (Яндекс.Картинки)
слева: африканская маска, справа: "Бюст человека (Этюд к Авиньонским девицам)" Пабло Пикассо 1907 год (Яндекс.Картинки)

В 1908-1909 годах американский художник Джелетт Бёрджесс взял серию интервью у художников Парижа. Он искал обоснования живописи, которая шокировала его на знаменитой выставке "диких" художников 1905 года. Своё эссе Бёрджесс опубликовал в Нью-Йорке. Он стал первым, кто ввёл французское современное искусство в Соединенные Штаты.

Интервью были опубликованы вместе с фотографиями художников и их работами. Дерен показан с одной из своих небольших резных скульптур, рядом с более крупной работой из камня на полу.

Фото Андре Дерена на странице журнала Architectural Record за 1910 год (Яндекс.Картинки)
Фото Андре Дерена на странице журнала Architectural Record за 1910 год (Яндекс.Картинки)

Пикассо сидит перед африканской скульптурой, висящей на стене его студии.

Фото Пабло Пикассо на странице журнала Architectural Record за 1910 год (Яндекс.Картинки)
Фото Пабло Пикассо на странице журнала Architectural Record за 1910 год (Яндекс.Картинки)

То, что Пикассо впитал этот мощный источник экзотического искусства, в полной мере проявилось в 1907 году. Когда он увидел африканские маски, которые его так захватили, Пикассо посетил в Париже "Музей человека". Этнографический музей был открыт в 1878 году и находился во дворце Трокадеро. Там эти маски просто пылились. И вот является Пикассо и начинает смотреть на них совершено свежим взглядом. И удивляется тому, с какой творческой свободой мастерА, так называемых примитивных народов, обращаются с формами. Что им Джотто, Веласкес или Рембрандт? Это всё им неизвестно, у них совершенно другая культура.

Пикассо видит африканскую статуэтку и сравнивает её с банальной академической скульптурой, которую делает современный скульптор, и считает, что этот скульптор - раб натуры. Попавший в рабство уже очень давно и неспособный ничего создать от себя. Благодаря этим примитивным мастерам Пикассо понимает, что можно быть свободным от натуры, что её можно переформировывать. Мять, давить, лепить и создавать новые совершенно неслыханные образы. Вот этим он начинает заниматься.

"Авиньонские девицы" Пабло Пикассо 1907 год (Яндекс.Картинки)
"Авиньонские девицы" Пабло Пикассо 1907 год (Яндекс.Картинки)

Не только Пикассо был потрясен этим зрелищем, но и параллельно с ним африканским искусством заболевает целое поколение художников-новаторов. Этот величайший перелом в истории пластики стал одним из источников возникновения кубизма. О другом источнике кубизма, мы поговорим в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Знаете, творчество какого художника стало вторым источником кубизма? Пишите Вашу версию в комментариях. Пока пока.