Три богатыря с похожею хоккейною судьбой. Брежнев – двукратный чемпион мира, Зайцев и Ромишевский – двукратные олимпийские чемпионы. Все они крепкие и мощные физически, спокойные и упорные, но в сборной проявившие себя только в возрасте уже ближе к 30-ти годам. Всех привёл в ЦСКА Тарасов из разных клубов и очень их любил. Но в сборную долго их брали только запасными – по разным причинам.
Правда, тут надо помнить, что в 1960-х сборная играла всего в две пары защитников. Пятый защитник тоже ехал на крупные турниры, но играл, если всё в порядке было – без травм, совсем немного.
Владимир Анатольевич Брежнев
Самый старший из нашей троицы богатырей - 1935-го года рождения. С 16-ти лет играл нападающим в чемпионате Москвы за МАИ (Московский авиационный институт), потом его заметил Эпштейн и взял в «Химки», потом его призвали служить в СКА МВО (Калинин – ныне Тверь). И вот только там его увидел Тарасов и взял в 1959-м в ЦСКА, а в 1961-м он уже поехал на ЧМ, но только пятым защитником. Выходил всего в одной игре, команда наша заработала тогда «бронзу», проиграв канадцам и чехам. Это по тем временам однозначно оценивалось как провал.
Зато все (кроме Рагулина) защитники сборной были возрастными, и уж на следующем ЧМ Брежнев должен был себя проявить во всём блеске. В свои-то 27 лет – года расцвета для спортсмена. К тому же, как писал в своих многочисленных книгах Анатолий Владимирович Тарасов, Брежнев фактически взял шефство в ЦСКА над молодым Рагулиным. Сам бог велел им играть в одной тройке в сборной.
На ЧМ-1962 в Колорадо-Спрингс сборная СССР не полетела. Политика вмешалась: Госдеп не пустил сборную ГДР из-за возведения берлинской стены. Конечно же, ни мы, ни чехи в том Чемпионате не участвовали. А выиграли, между прочим – шведы!
И вот 1963-й! Брежневу в марте исполнится 28, всё в его руках, ногах и голове! Проведение опять вмешалось – компрессионный перелом позвонка, 45 дней без движенья на больничной койке.
Причём, лично мне кажется, что причиной послужили как раз новые придуманные Тарасовым тренировки с отягощением. Ну, нельзя прыгать со штангой или свинцовыми поясами без вреда для позвоночника!
По крайней мере, в возрасте, когда формирование скелета уже закончено, грубо говоря – после 23-х лет. Это только моё личное мнение, а Тарасов всем всё доказал десятилетием сплошных побед. Впрочем, как и ранними смертями почти всех своих питомцев.
Сейчас трудно поверить, но Брежнев восстановился. Всё же люди тех поколений были намного крепче нас. В списке лучших игроков Чемпионата СССР 1964-го он указан среди защитников под седьмым номером – рост 180 см, вес 86,5 кг. При этом в свои уже 29 лет – он просто «мастер спорта».
В 1964-м была Олимпиада в Инсбруке, выигранная сборной СССР. Брежнев туда не попал, что естественно – после такой-то травмы! Зато там был пятым защитником Олег Зайцев - ещё один герой нашего рассказа. Он выходил только в трёх играх из семи, из-за этого ЗМС не получил.
Суровые всё же были времена, если вспомнить нашу футбольную сборную 2018J
Упорным, талантливым, удачливым судьба своё всё равно когда-нибудь да возвращает. На ЧМ в 1965-м и 1966-м он уже был одним из основных защитников сборной СССР. В 1966-м даже стал самым результативным (на пару с Рагулиным) среди защитников – 6 очков (4+2) в семи матчах.
Это была вершина его карьеры игрока. Закончим играть за ЦСКА в 1970-м. Потом был главным тренерам в нескольких армейских клубах, включая свой как бы родной СКА МВО и даже СКА (Куйбышев – ныне Самара). Умер в 1996-м в возрасте 61 год.
Любимая «пятёрка» Тарасова
Зайцев и Ромишевский много лет играли в ЦСКА в одной паре. Даже более того – в одной пятёрке с нападающими Ионов-Мишаков-Моисеев.
В сети есть много инфы про так называемую «систему» Тарасова. Он сам так никогда её не называл. Всё же, аналитики в чём-то правы – эту пятёрку, которая была третьей и даже четвёртой (предвиденье будущего Тарасовым!) в ЦСКА, Тарасов сформировал как своё детище, как свой вклад в теорию хоккея! В конце концов – как способ побеждать!
И очень тем гордился! Про составляющих эту пятёрку игроков всегда рассказывал на первых страницах всех своих книг.
Олег Алексеевич Зайцев
Про Зайцева Тарасов всегда говорил отдельно. Приводя его в пример, когда рассуждал о мужестве в хоккее. Тарасов утверждал, что ложиться под шайбу и «умирать» на площадке без смены в меньшинстве – обычная совсем история для советского защитника.
А вот Олег Зайцев всегда демонстрировал подлинное мужество в процессе тарасовских силовых тренировок, снося их кротко и с улыбкой, подбадривая при этом товарищей по команде.
В списке лучших игроков Чемпионата СССР 1964-го он указан среди защитников под пятым номером – рост 178 см, вес 84 кг. При этом он уже после поездки в Инсбрук - просто «мастер спорта».
В 1965-м на ЧМ он вообще не попадает – его из состава вытесняют Брежнев и Давыдов. В 1966-м уже Давыдов «пятый» защитник, а Зайцев не только выходит во всех семи матчах, не только набирает 5 очков (3+2), но и забивает третью шайбу, снимающие все вопросы, Канаде.
Только вот теперь в 1966-м, в возрасте 27 лет, ему присвоили звание ЗМС.
На первенствах мира 1967-го и 1968-го был уже основным защитником всех побеждающей сборной СССР
Оттого и помним мы его так хорошо, всё наше поколение, что были тогда ещё школьниками. Телевизор уже был почти в каждой квартире, и все мы хотели походить на наших лучших хоккеистов!
Понятно, что абсолютное большинство - на звёзд-нападающих! Но вот лично я играл (во всех командных видах спорта) всегда в защитеJ Соответственно, и смотрел, и запоминал больше про игру защитников.
В 1969-м он карьеру игрока закончил. Был главным тренерам в нескольких провинциальных армейских клубах. Умер в 1993-м в возрасте 53 года.
Игорь Анатольевич Ромишевский
Тут со спортивной биографией вообще всё очень круто. Если верить воспоминаниям Тарасова. Понятно, что уже к 1960-му миновали времена, когда наши звёзды (Бобров, тот же Тарасов и иже с ними) могли играть параллельно в футбол, бенди и канадский хоккей. Всё стало очень по-серьёзному.
И вот вдруг рецидив? Ромишевский играл себе спокойно в «русский хоккей», и даже уже был в 20 лет кандидатом в сборную команду СССР! Вдруг его какие-то друзья случайно приглашают на каток в Сокольники попробовать себя на маленькой площадке в хоккей канадский. Он пробует, ему так нравится, что он русский хоккей бросает сразу и тут же едет в СКА (Куйбышев – ныне Самара) упражняться в новом для него виде спорта.
А уже в 1962-м его Тарасов переводит в ЦСКА и делает одним из главных составляющих его великолепной «разрушающе-контратакующей» пятёрки Зайцев-Ромишевский, Ионов-Мишаков-Моисеев.
Понятно, что с катанием у Ромишевского после русского хоккея всё было хорошо, но вот с остальным, опять же, по воспоминаниям Тарасова, оказалось не очень. Его ведь с его скоростью (кстати, там вся эта пятёрка была очень скоростная, в особенности – Юрий Моисеев) сперва поставили в атаку.
Оказалось – Ромишевскому трудно расставаться с шайбой. Не так, как сильнейшим нападающим, навроде Боброва или Бориса Александрова, которые в себе уверенные были, что – забьют! Совсем наоборот, с точки зрения психологии – Игорь боялся, что вдруг отдаст неточный пас, и команда пострадает…
Типичное превалирование тенденции к избеганию неудачи над стремлением к успеху. Навряд ли Тарасов в 1962-м читал что-то по психологии (да и свой классический труд Хекхаузен издал позднее), но он всё чувствовал – Тарасов всегда всё чувствовал!
В общем, Ромишевский встал в прекрасную пару в защите к Олегу Зайцеву, и с удовольствием воплощал теоретические измышления Тарасова в голы и победы.
Но вот в сборную его позвали только в 1968-м, в 28 лет, фактически после схода Брежнева и Зайцева, как бы – на замену. Дважды олимпийский чемпион, многократный чемпион мира. Умер в возрасте 74 года после неудачной операции на сердце.
Самара – всех своих помнит
А свои для нас все, кто здесь работали или играли. Кто свои нервы, силы и жизнь честно за всё отдавали. Брежнев и Ромишевский, пусть недолго они были у наших весь, уверен – поняли всё про нас, про Волгу, про тревогу, про авиацию и космос. Вообще про всё.