Продолжая в преддверии приближающихся летних Олимпийских Игр в Токио цикл статей о великих победах наших спортсменов, в этот раз хочется рассказать об одном очень интересном и многогранном атлете, чья судьба достойна экранизации в кино, ведь пережив страшную блокаду Ленинграда, он сначала достиг небывалых высот в спорте, а потом в искусстве. Сегодняшнюю статью я хочу посвятить легендарному гребцу, чья победа на первой для СССР Олимпиаде стала сенсацией - Тюкалову Юрию Сергеевичу.
Юрий Тюкалов родился 4 июля 1930 года в Ленинграде. Когда пришла война, а немцы подошли к городу, мальчику было 11 лет. Отец, будучи офицером, был призван на фронт, а Юра остался с мамой в Ленинграде, где пережил все ужасы блокады: голод и смерть близких. Но даже будучи ребенком, он как и другие жители работал на благо оккупированного города. Так, Тюкалов был водовозом, сам в 6 утра запрягал лошадь (только с оголовьем помогал конюх), а потом развозил бидоны. Бывало, что наливали не только воду, но и молоко, а бывало, ставили бочку с навозом для удобрения грядок в садах и парках Ленинграда.
Мы, мальчишки, их и гасили (речь идет о бомбах). Чаще бросали обычные зажигалки, так с ними просто. У подъезда стояли щипцы, хватаешь за стабилизатор – и в бочку с водой. Шипит и тонет. Это бомба стандартной формы. Раз вижу – какая-то странная, пузатенькая. Разбираться некогда, беру – и в воду. А она как выпрыгнет! Крутится, дымит! Подбежал взрослый, показал: ее сразу надо песком присыпать. (из воспоминаний Юрия Тюкалова)
Юра пережил тяжелую дистрофию, но за свой труд и доблесть получил свою первую награду - медаль "За оборону Ленинграда".
Возвращался к нормальной жизни Тюкалов, как и многие люди того времени, через занятия спортом. Занимался он и футболом, и лыжами, но выбор свой в конечном итоге остановил на академической гребле, где и достиг самых главных успехов. Работал Юрий под началом Заслуженных тренеров СССР В.А. Савримович и М.И. Савримовича. С 1949 по 1951 год одержал по две победы на чемпионатах СССР в составах четверки распашной с рулевым и восьмерки. Однако попробовав сесть в одиночку, Тюкалов прекрасно справился и с этой задачей, что и предопределило его дальнейшую спортивную карьеру. Сочетая в себе недюжий талант и волю к победе, на чемпионате страны 1951 года он сначала выступил на одиночке, стал сильнейшим с преимуществом в 9 секунд, а спустя час укрепил своим участием восьмерку «Красного Знамени» (Юрий выступал только за этот клуб) и получил еще одну золотую медаль. Так он попал в состав сборной СССР на первую для нашей страны Олимпиаду.
Тренировочный сбор проводили в Поти (Грузия). Условия были ужасающими, хотя что еще можно было ожидать в послевоенное время. К тому же, люди все были привыкшие, кто прошел войну, кто голодное время в тылу.
Колхидская низменность – болота осушали, понастроили каналов. Грести удобно. Но тучи комаров, буйволы. Обернешься назад на всплеск – а это буйвол с одного берега на другой переплывает. Ноздри раздуваются, огромные рога над водой. Напорешься лодкой на такого – там и останешься. Бог миловал. Еще радость – змеи. Ж-ж-ж, зигзагами по воде, только головка торчит. Потом на берег. Плюс булыжники рядом с тобой падают. Черепахи грелись на солнце. Лодку увидели, испугались – и в воду. Будто камень. Вот такая экзотика. (из воспоминаний Юрия Тюкалова)
Из еды спортсменам давали макароны да мясо буйволов, изредка выдавали рис, который должен был отправляться в школы и детские сады. Понятное дело, что местные грузины такому рады не были. К тому же, на сборах вообще не было горячей воды и бань, но в тот момент гребцов это не сильно волновало, интереснее был результат.
– Однажды врач насчитала у меня на руках 48 мозолей! Вечером отмачивал в ванночке с раствором марганцовки. В таких же тазах обычно сидели велогонщики после тренировок, когда седлом сильно натирали промежность. Сейчас-то на веслах резиновые рукояточки. А в 50-е выкручивались, как могли. Я приспособил под это дело велосипедную камеру. Чтоб не сползала, прибил медными гвоздиками. Иностранцы разглядывали, хохотали. (из воспоминаний Юрия Тюкалова)
Олимпийские игры в Хельсинки 1952 года
На Олимпийских Играх в Хельсинки Тюкалов не расценивался в качестве фаворита. Пресса ставила на победу австралийца Мервина Вуда, олимпийского чемпиона 1948 года - очень сильного физически, немногословного и уверенного в себе. Помимо этого, советская власть ставила Юрию отдельную задачу - переиграть представителей США, коим в одиночке был Джон Келли. Да, именно его сестра Грейс Келли через некоторое время выйдет замуж и станет знаменитой принцессой Монако.
В американце Джоне Келли, главном моем сопернике, не было вообще никакой злости. Руководство требовало отбирать очки у американцев любыми средствами – если не по медалям их обойти, то хоть в командном зачете. Я задачу выполнил, в полуфинале Келли обыграл. (из воспоминаний Юрия Тюкалова)
Так Тюкалов оказался в финале, где и встретился со своим главным соперником Вудом. В финале он и австралийский чемпион большую часть дистанции прошли бок о бок, если можно так сказать об академической гребле. Когда они достигли трибун, Юрий предпринял ускорение, давшее ему полторы секунды преимущества, которые и обеспечили победу на финише.
Сильный ветер поднимал волну. Вуд лидировал, но я работал чище, экономичнее. За счет этого опередил. Многие гребцы тренируются на гладкой воде. Я же специально выходил на Большую Неву, когда были волны с барашками. Оттачивал технику. (из воспоминаний Юрия Тюкалова)
Так уж вышло, что именно гонка на одиночках в мире академической гребли является одной из самых популярных, поэтому ее победитель сразу же приковывает к себе внимание всех неравнодушных к этому виду спорта. Вручал медаль Тюкалову лично Президент Финляндии Паасикиви, а лодка, принесшая победу, хранится в музее Английского гребного клуба.
Олимпийские Игры в Мельбурне 1956 года
За четыре года между Олимпиадами конкуренция в одиночке в составе команды СССР привела к тому, что Тюкалов проиграл Вячеславу Иванову и вынужден был перейти в двойки, где его партнером стал Александр Беркутов. Вместе они выиграли последнее соревнование перед Играми и попали в состав команды в Мельбурн 1956 года.
Удивительное совпадение, но главный соперник Юрия по Хельсинки 1952 года был австралиец Вуд, который к следующей Олимпиаде тоже перебрался в двойки, так что судьба опять свела двух талантливых спортсменов в очном противостоянии.
Олимпийскую регату 1956 года в Мельбурне Тюкалов и Беркутов выиграли с преимуществом в три корпуса лодки - это порядка девяти секунд, а австралийцам в тот раз пришлось довольствоваться лишь бронзой.
После столь знаменательных двух золотых Олимпийских медалей Тюкалов и Беркутов не остановились на достигнутом и выиграли еще серебро Игр в Риме в 1960 году, а также стали многократными чемпионами Европы. Пять побед среди сильнейших спортсменов мира ( в то время чемпионаты Европы были открытыми).
После окончания спортивной карьеры Юрий устроился работать тренером, но в дальнейшем нашел свое призвание в искусстве, став скульптором. Чеканное панно работы Тюкалова установлено в центре мемориального зала Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Это ли не говорит о нем, как о человеке огромного таланта, который смог реализовать себя не только в спорте, но и в искусстве, навсегда оставив свое имя в истории в двух столь далеких, но все же в чем-то близких сферах деятельности.
Вместо послесловия хочу закончить свою статью словами самого Юрия Тюкалова:
Мой круг общения – художники, фанатично преданные своей профессии. Ради нее жертвуют всем. Так и я живу. Все посвящено работе. Я какое-то время после спорта был тренером. Прекрасные воспитанники, чемпионы мира. Они, словно родные дети. Любят приезжать ко мне в мастерскую с пирожными – сидим, пьем чай… Недавно с женой разговаривали, пытался вспомнить хоть одного врага. Нету! Только друзья!
Все статьи цикла можно найти по тегу #великие победы отечественного спорта
Если вам понравилась статья, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал.
Спасибо!
Другие статьи из цикла великих побед:
Детдомовец из блокадного Ленинграда, установивший три мировых рекорда в стрельбе
"Железная леди", рожденная в ГУЛАГе и принесшая первое Олимпийское золото в истории СССР
Советский тяжелоатлет, получивший диагноз дистрофия после концлагеря и немецкого плена
"Живая молния", переживший четыре года немецкого плена, и выигравший золото Олимпиады