О многих судах интересных мы успели рассказать, но пока ещё не трогали глубокую историю. А ведь каждому из тех, кто внимательно следит за отечественным флотом, наверняка приходила мысль: как оно все начиналось. И сразу же, наверняка, возникал ответ: «Да, при Петре I стали всерьез заниматься кораблестроением». И так-то оно так, но первые попытки строительства военных кораблей восходят аж к Алексею Михайловичу…
"Орёл" – так назывался первенец будущей российской флотилии. И хотя суждено ему было проходить недолго (всего-то год), событие для отечества было значимым. Парусный корабль западноевропейского типа (разновидность голландского пинаса) заложен был в 1667 году в селе Дединове на реке Ока.
Отнеслись к делу более чем серьезно. Лучший лес заготавливали в районе Коломны, самое доброе железо предоставляли каширские и тульские заводы. Даже из Голландии пригласили для строительного дела лучшего мастера Ламберта Гельта. И что же вы думаете? Уже в январе 1668 года корабль был почти готов, и корабелы подсоединили к процессу живописца и резчика. Да-да, за красотой тогда следили ничуть не меньше, чем теперь. И вот в мае 1668 года корабль спустили на воду. Всего на строительство из российской казны ушло 2221 рубль.
В первый поход "Орёл" отправился в 1669 году (тогда и получил своё имя, так как на корабельные флаги был нашит государственный герб). Цель похода – Астрахань, охрана российских торговых судов на Каспийском море. Для этого дела даже были созданы специальная корабельная служба и изданы "письма корабельного строя": проще говоря, устав, по которому команде корабля необходимо было действовать в тех или иных ситуациях. Кстати, о моряках: капитаном на "Орле" значился голландец Давид Бутлер, а все матросы были иностранцами.
Однако, как мы уже и сказали, корабль долго не проходил. В 1670 году во время восстания Степана Разина "Орёл" угодил в "плен". По некоторым данным его сожгли, на самом же деле корабль по каким-то причинам не использовали по назначению, и в итоге он попросту сгнил.
Зато, предполагают историки, возможно именно благодаря "Орлу" появился наш родимый триколор. Корабль требовал флага, и ему дали флаг. Ещё один интересный момент: на шпиле Санкт-Петербургского Адмиралтейства по одной из версий расположены очертания именно "Орла". Парусник запечатлел Конраад Деккер, а по его картине изготовил декоративное украшение голландский мастер Герман ван Болес.