Когда в Казани в ресторан приходят татары, самый популярный вопрос - это: "У вас мясо халяль?".
Для тех, кто не в курсе: у евреев есть кошер, а у мусульман есть халяль. Вообще-то халяль касается не только еды, но так как здесь разговоры в основном про неё и про рестораны, в рамках этой статьи словом "халяль" обозначается "халяльная еда", то есть допустимая в исламе, разрешённая.
"Мясо халяль" - это когда животное было забито "правильно", со всем уважением, с прочтением молитвы.
Если зайти в супермаркет, вы увидите в мясном отделе специальные маркировки зелёного цвета, которым отмечается халяльная продукция:
Примерно такими же знаками обозначаются халяльные заведения, то есть те, где могут безопасно питаться магометане.
То есть мусульманин, если уважает себя и религию, не может съесть какое попало мясо и в каком удобно заведении; они должны быть халяль, "разрешёнными".
Потому, приходя в ресторан, татары интересуются, халяльное ли у нас мясо. И вот тут начинается интересное.
У нас есть один повар, который неплохо разбирается в религии, поскольку неверующий. Он мне объяснил: вопрос "У вас мясо халяль?" - бессмысленный, так как мясо может быть и халяль; но если его привезли и приготовили в не-халяль заведение, оно перестаёт быть разрешённым.
Мясо - халяль, еда из этого мяса - нет.
Почему так? А потому что: нельзя взять халяль мясо и разделывать его тем же ножом, которым до этого разделывали свинину (например).
Нельзя разделывать халяль тушу на той же доске, где ты до этого нарезал ветчину к чаю (условно).
Нельзя готовить халяль стейк на той же гриль-решётке, где до этого жарили бекон (понимаю, что бекон чаще на сковороде, это просто иллюстрация).
И главное - не может один и тот же человек одними и теми же руками нарезать и подавать одному гостю хамон или прошутто, а второму гостю - халяль мясо. Это взаимоисключающие условия.
Татары закрывают на это глаза. Их интересует одно: "Мясо - халяль?".
Иногда, когда я бываю в раздражении, я отвечаю просто: "Мясо - халяль", ибо это правда в отношении наших мясных блюд. Я умалчиваю о том, что мы в целом не-халяльное заведение, что наша еда не разрешена для них, что повар, который будет готовить им якобы "халяльное" мясо, иной раз потешается над умственными способностями этих псевдомусульман.
Подавляющее большинство гостей-татар намного старше меня; я что, буду учить их жизни? Христос с вами.
И вот я случайно узнаю новость: в Казани был рейд по халяльным заведениям. Подчеркну воображаемым красным карандашом - по халяльным заведениям. Проверку не прошло ни одно.
Подробнее здесь, но если кому лень: суть в том, что ни одно из тех заведений Казани, гастрономической столицы России, которые позиционируют себя как халяль, то есть муслим-френдли, у которых значки на двери, у которых сертификаты и т.д. - они не проходят проверку фактами: у кого взяли мясо? когда обновляли сертификаты?
Просто удивительно. Всюду обман.
Небось там и капучино с корицей подавали, выдавая его за нормальный кофе.