Сегодня мало кто слышал о битве на реке Талас. Однако этот малоизвестный небольшой конфликт между китайской армией династии Тан и арабами династии Аббасидов оказал важное влияние не только на Китай и Центральную Азию, но и на весь мир.
Азия в восьмом веке представляла собой постоянно меняющуюся смесь племенных и региональных сил, борющихся за торговые права, политическую власть или религиозную гегемонию. Эта эпоха характеризуется чередой ослепительных сражений, союзов, двуличных людей и предательств. В то время никто не знал, что битва на берегах реки Талас (что в сегодняшнем Кыргызстане) предотвратит экспансию арабов и китайцев в Центральной Азии и проведет границу между конфуцианской и мусульманской Азией.
Ни один участник сражения не мог предсказать, что эта битва поможет распространить ключевое изобретение Китая в западный мир: производство бумаги, технологию, которая навсегда изменит историю мира.
В течение долгого времени могущественная династия Тан и ее предшественники расширяли влияние Китая в Центральной Азии. Китай в значительной степени использовал мягкую силу, полагаясь на ряд торговых соглашений и номинальных покровителей, а не на военное завоевание, чтобы контролировать Центральную Азию. Начиная с 640 года, самым сложным противником династии Тан была могущественная Тибетская империя, созданная Сонгцан Гамбо. В течение VII и VIII веков контроль над территорией нынешнего Синьцзяна, западного Китая и соседних провинций переходил от Китая к Тибету.
Китай также столкнулся с вызовами со стороны тюркских уйгуров на северо-западе, индо-турпанов и лаосских племен на южной границе Китая. Когда династия Тан была занята всеми этими врагами, на Ближнем Востоке поднялась новая сверхдержава. Пророк Мухаммед умер в 632 году, и верующие мусульмане при династии вскоре покорили большие территории. От Испании и Португалии на западе, до Северной Африки и Ближнего Востока, а также до городов-оазисов Мерва, Ташкента и Самарканда на востоке арабское завоевание распространялось с угрожающей скоростью.
Молниеносная экспансия арабов вступила в противоречие с устоявшимися интересами Китая в Центральной Азии.
В 651 году н. э. Омейяды захватили Мерв, столицу Сасана, и казнили царя Яздегерда III. Начиная с этой базы, они продолжили завоевание Бухары, Ферганской долины, вплоть до Кашгара на Дальнем Востоке. Сын Яздегерда, Фируз уехал в Чанган, тогдашнюю столицу Китая. Впоследствии он стал генералом китайской армии, а затем стал вождем области, центром которой был современный афганский Зарандж.
В 715 году в Ферганской долине произошел первый вооруженный конфликт между двумя великими державами.
Арабы и тибетцы свергли царя Ихи и поставили на его место человека по имени Алута. Династия Тан послала 10 000 солдат, чтобы свергнуть Алуту и восстановить правление Охида. Два года спустя арабская армия окружила два города в районе Аксу в Синьцзяне, на западе Китая. Китай послал наемников, разбил арабов и тибетцев и снял осаду.
В 750 г. н.э. халифат был свергнут более агрессивной династией Аббасидов. Халифат Аббасидов начал консолидировать власть огромной арабской империи, созданной Омейядами из Харана, первой столицы Турции. Одной из проблемных областей былa восточная пограничная зона. Долина реки Ферганы и другие районы.
Арабскую армию в восточной части Центральной Азии и их тибетских и уйгурских союзников возглавляет выдающийся стратег генерал Зияд Салех. Западную армию Китая возглавляет губернатор Гао Сянчжи, корейский полководец. В то время командование китайской армией нередко поручалось иностранным офицерам или представителям меньшинств, поскольку армия считалась непопулярной карьерой для китайской знати.
Историки в Китае не обратили особого внимания на это событие, потому что несколько лет спустя в самом сердце династии Тан произошло более важное восстание - восстание Аньши. Большинство войск, уцелевших после битвы при Таласе, были призваны обратно для борьбы с повстанцами. После восстания, длившегося несколько лет, империя Тан была настолько слаба, что войска так и не вернулись для укрепления западной границы, где оставшиеся солдаты удерживали четыре ключевых города в протекторате Аньши до 790 года нашей эры, почти через 40 лет после битвы при Таласе.
Oсновная проблема проигрыша китайцев заключалась в логистике. Западная граница находилась в тысячах миль от центра империи, и требовались огромные усилия для логистической поддержки гарнизонов, учитывая географические условия Северо-Западного Китая. Центральное правительство все еще могло потратить целое состояние на поддержание линии обороны, но это стало невозможным, когда центральное царство было слабым и втянутым в серию гражданских войн и беспорядков. Если вспомнить, как римские солдаты отступали из своих пограничных областей, то можно понять, что с ростом Арабского халифата в то время, Китай потерял контроль над западной границей, поскольку Китаю было гораздо сложнее пополнять запасы войск.
Для династии Тан и Аббасидов это была битва на границе вдали от основной сферы интересов империи. Протекторат Аньси отвечал за защиту торговли вдоль Шелкового пути и умиротворение любых беспорядков или угроз прервать торговый путь. Численность войск, которыми командовал протекторат Аньси, в период его расцвета не превышала 30 000 человек.
Историки обычно считают, что во время битвы при Таласе численность танского войска составляла 18 000-20 000 человек при 8 000-15 000 потерях, а арабов - 70 000-200 000 при 30 000-70 000 потерях.