Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Подводная лодка в степях Поволжья. Торпедный отсек

Оглавление цикла

При словах «Музей АвтоВАЗа», наверное, каждый представит себе ангар, где непременно будут «копейка», «Ока», распиленный для наглядности роторно-поршневой мотор и другие известные и не очень изделия Волжского автозавода. И ошибётся — музей хоть и находится в Тольятти прямо напротив управления АвтоВАЗа, хоть и создан вице-президентом этой компании (увы, ныне покойным), но вобрал в себя даже не армию, а целую страну машин: от лунохода до подводной лодки. Поэтому страна машин, изначально названная музеем истории техники АвтоВАЗа, сейчас называется красивее — Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова. Или просто Парк.

Что тут есть? Кабина истребителя? Пожалуйста:

Паровоз? Пожалуйста, не один:

-2

Целый истребитель? Тоже не один:

-3

Но самый невообразимый экспонат — дизельная подлодка Б-307 типа 641Б «Сом», которую можно посетить. Константин Григорьевич Сахаров служил в молодости на флоте и морская тема в музее раскрыта на «отлично» с двумя плюсами. На фоне относительно скромной «дизелюхи» даже 4-осный ракетовоз МАЗ не выглядит огромным:

-4

Если гигантские атомные подлодки вроде проектов 667 или 941 — «стратеги», несущие на борту десяток — другой баллистических ядерных ракет, готовых в любой момент оборвать многие миллионы жизней, то дизельные 641 и 641Б или атомные 671 — многоцелевые лодки, куда более мирные. Их основная задача — поиск и уничтожение вражеских боевых кораблей, в том числе и «стратегов». По городам они, как правило, бить не предназначены, хотя и бывают оснащены оружием вроде крылатых ракет.

Что вообще значит «дизельная» или «атомная»? Это тип двигателей лодки. Атомная несёт в себе один или два ядерных реактора, выработанный которыми пар вращает турбины, а от них приводятся гребные винты. В общем, плавучая АЭС, только вместо электрогенераторов — винты. А винты дизельной приводятся дизельными двигателями в надводном положении и гребными электродвигателями (ГЭД) в подводном. Под водой ГЭДы питаются от аккумуляторов, в надводном положении электродвигатели сами приводятся от дизелей, работают как генераторы (обратимость электромашин) и заряжают аккумуляторы. Дизели — огромные судовые, типа такого:

-5

Это 4-тактный дизель ряда Д49, такие ставятся и на ЖД-технику, и на водную, и на передвижные электростанции. Производит Д49 Коломенский завод. На проекте 641, который, в частности, успел повоевать за независимость Кубы в 1962-м, во время Карибского кризиса, установлены три 2-тактных дизеля 37Д Коломенского завода, на 641Б их сменили 4-тактные 2Д42М — это тоже дизели Коломзавода.

Дизелей три — как и гребных винтов. На фото я прислонился к рулю поворота — он есть почти на любом корабле, а зелёными стрелками обозначены кормовые рули глубины — они есть лишь у подлодок. Красной стрелкой обозначен носовой руль глубины — они обычно сложены, а раскладываются (отваливаются) и используются в подводном положении, в дополнение к кормовым.

-6

Как можно заметить по форме лопастей, левый винт — правого вращения, а средний и правый — левого вращения. Это сделано, говоря техническим языком, для компенсации реактивного момента, говоря простым — чтобы лодку не заваливало на борт от отдачи вращающегося винта, противоположные отдачи двух винтов друг друга компенсируют. На вертолётах для компенсации реактивного момента несущего винта либо стоит хвостовой винт, либо применяется схема с двумя винтами. Кстати, 2-винтовой вертолёт соосной схемы — Ка-27 — в Парке тоже есть:

-7

На самолётах такая проблема тоже есть, особенно на винтовых. Винты противоположного вращения ставят редко, есть и другие методы компенсации. Например, у Ан-140 под углом установлен киль (вертикальное оперение):

-8

Кстати, обратите внимание на сходство кормовых рулей подлодки — направления и глубины — с оперением самолёта. Сходство не случайно — ведь и предназначение одно и то же, стабилизировать и направить машину. Но вернёмся к подлодке. Возле Б-307 установлена схема-разрез:

-9

На начало 2021-го года для посещения открыты отсеки с первого по четвёртый — носовой торпедный, оба аккумуляторных и центральный. Три кормовых отсека — дизельный, электромоторный и кормовой — пока на реставрации. Вот разрез открытых отсеков:

-10

Экскурсионный вход прорезан в борту первого отсека:

-11

Здесь находятся «стволы» главного оружия многоцелевой лодки — торпедные аппараты (ТА):

-12

Это по сути закрытые с обоих концов крышками трубы, в которые закладываются 533-миллиметровые торпеды. Передний срез ТА выглядывает из носа лодки. Перед выстрелом ТА заполняется водой, передняя крышка открывается и торпеда выстреливается. После выстрела передняя крышка закрывается, вода вытесняется сжатым воздухом за борт, открывается задняя крышка и в аппарат закладывается новая торпеда. А ещё через ТА можно аварийно покинуть лодку.

Обе крышки, как и прочный корпус лодки, рассчитаны на полное забортное давление, которое на предельной глубине погружения 641Б — 300 метров — равно 30 килограммам на квадратный сантиметр. То есть на крышку диаметром чуть больше полуметра давят больше 8 тонн... Хорошо видимые на крышке и аппарате зубцы — и есть запор, после закрытия крышки она поворачивается и зубцы на ней крепко цепляются за зубцы на ТА.

А большой ручкой справа на верхнем левом аппарате приводится запор передней крышки — виден уходящий вперёд красный вал. Если присмотреться — валы видны и на других ТА, но ручек нет. Подобные запоры применяются, конечно, не только на ПЛ, а на многих котлах под давлением. Мне, скажем, довелось запускать в работу автоклав — огромный котёл диаметром около 3,5 м, в котором перегретым паром под давлением «варят» проклеенные мягкие баки для Ту-95. Его крышка, на которую при работе изнутри давят почти 500 тонн, тоже запирается таким кольцом.

Справа — манипуляторы управления аппаратами, в советских фильмах о подводниках (например, в «Правде лейтенанта Климова») любили показывать работу ими при выстреле:

-13

А возле входной двери видна колонка распределения по аппаратам не то воздуха, не то гидрожидкости:

-14

Вид в сторону кормы, правее-выше центра видно круглое жерло переборочного люка во второй отсек:

-15

Вид из задней части первого отсека в нос:

-16

Слева — ложементы для запасных торпед, а под цветной схемой лодки стоит аквариум с живыми рыбками. Зимой лодка для посещения закрыта, живность уносят в тепло.

На подволоке — а именно так (по́дволок) на корабле зовётся потолок — установлены гидроприводы носовых рулей. По непроверенной информации, под зелёными стрелками — цилиндры управления рулями, под красными — выпуска и уборки рулей:

-17

И торпедопогрузочный люк:

-18

Что это за пульт 1В57-17 — понятия не имею, судя по надписям на нём — какой-то вычислитель для управления торпедами:

-19

Стоящий внутри него радиоприбор (его панель изобилует килогерцами — это то ли связная радиостанция, то ли радиокомпас) — явно не родная начинка. В глубине ниши видны разъёмы и направляющие, спереди увенчанные шпильками — в пульт вставлялись электронные блоки-кассеты.

По первому отсеку пока всё. В следующей статье — о самой, пожалуй, главной системе подлодки и экскурсия по второму отсеку.

Оглавление цикла