Найти в Дзене
N + 1

«Священное слово» Пифагора

Мы начинаем текстовую часть проекта «Удаленное образование». Ближайшие месяцы в этом аккаунте будут выходить краткие обзоры важнейших педагогических текстов. В 30 постах мы расскажем, как в разные эпохи осмысляли перемены и изменения в образовании. И начнем с текста, вернее, компиляции из текстов Пифагора, лежащих в основе древнегреческой системы образования.

Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».

В Древней Греции образование впервые приобрело те формы, которые в общих чертах сохраняет до сих пор. Большинство терминов пришло оттуда же. Например, слово «педагог». Правда, тогда это был всего лишь раб, сопровождавший мальчика в школу. Одним из первых учителей и философов, обративших внимание на важность качества и систему обучения, был Пифагор, живший в VI веке до н. э.

Трактатов, правда, он не писал. Но в III веке до н. э. появилась компиляция его высказываний, известная под названием «Священное слово». Из них позднее возникли «Золотые стихи». Это сборник нравственных поучений, традиционно приписываемых Пифагору. 71 строка, написанная дактилическим гекзаметром.

«Золотые стихи» представляли собой своеобразный свод правил поведения, собранный из запретов и поучений. Выглядели они, на первый взгляд, туманно, и требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать, что же философ имел в виду.

По Пифагору, становление человека происходило в три периода по семь лет. Подход к обучению должен был отличаться с учетом возраста, способностей, развития и мотивации. Пифагор создал целую школу, сыгравшую важнейшую роль в развитии философской мысли Древней Греции и повлиявшую на систему образования во всей Элладе.

Главный принцип, который исповедовался пифагорейцами, заключался в совместной заинтересованности учителя и ученика: первый должен был стремиться передать свои знания, а второй – хотеть их получить.

«Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика».

«Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно».

В пифагорейских братствах воспитание и обучение представляли собой хорошо продуманную и отлаженную систему. Был установлен единый для всех обучающихся распорядок дня: «Пифагореец не вставал с постели до тех пор, пока не вспоминал все случившееся накануне… Пытался восстановить мысленно, сначала что он сказал, или услышал, или какое приказание, встав после сна, отдал домашним, и что было вслед за этим, а что — еще позже, и свои следующие поступки он оценивал таким же образом». Для очищения ума ото сна утренние ритуалы продолжались пением под аккомпанемент лиры и прогулкой в священной роще, чтобы в одиночестве привести сознание в гармонию с окружающим миром.

Потом ученики собирались в храме и слушали изречения жреца, которому отводилась роль не только учителя, но и духовного наставника — он не только преподавал, но и «исправлял нравы». Затем следовали занятия гимнастикой и завтрак. После ученики отправлялись на совместную прогулку, во время которой вспоминали и обсуждали услышанное.

Во второй половине дня проходили совместные чтения под надзором учителей и обсуждение прочитанного. Читал, как правило, самый младший ученик, а комментировал самый старший. Учитель, по возможности, не вмешивался. Завершался учебный день наставлениями учителя, и все отправлялись по домам, где каждый, чтобы успокоить дух, перед сном должен был некоторое время посвятить пению. Роль, отведенная учителю, — «ношу помогать взваливать, но не снимать». Многие ученики давали обеты длительного молчания, дабы посвятить себе исключительно размышлениям и тренировке памяти.

Основные наставления Пифагора:

«На хлебной мере не сидеть» — то есть не жить праздно.

«Не есть сердца» — не огорчать себя печалями.

«Не ворошить огонь ножом» — не раздражать колкими словами вспылившего в гневе. «Венок не ощипывать» — законов не нарушать, ибо они венки города.

«По большим дорогам не ходить» — этими словами Пифагор призывал учеников не следовать мнению толпы. Последнее было корневым постулатом, на котором строились педагогические воззрения Пифагора — воспитать у учеников способность мыслить и рассуждать самостоятельно.