Его судьба была во многом схожа с другим художником, проживающем в соседней Польше. Ян Саудек, как и Здзислав Бексиньский, застал Вторую мировую войну совсем юным, но фашисты не делали скидок на возраст: шесть братьев Яна погибли в Терезинском концлагере. Уже в послевоенное время он вновь подвергся травле и гонениям за своё творчество вплоть до 80-х годов, когда его талант получил должное признание, а работы стали популярны по всему миру.
Ян Саудек изначально работал только с чёрно-белой плёнкой, но заказчикам хотелось больше цвета, и тогда Ян стал разукрашивать уже готовые монохромные слайды акварелью. Так получился удивительный эффект, а фотографии Саудека стали напоминать винтажные открытки:
Моё знакомство с этим фотохудожником началось очень давно и очень случайно (не спешите писать в комментариях про стилистически неверно выстроенную фразу - я намеренно допустила эту ошибку, мне так больше нравится :)). В конце 90-х выпускалась такая желтушная газета Speed Инфо - не помню уже о чём была статья, но иллюстрация к ней врезалась мне в память. Спустя несколько лет этот снимок попался мне в одной из тематических групп в Контакте "Эстетика отвратительного", там мне удалось не только установить авторство той картины, но и посмотреть другие работы Яна Саудека. Боюсь, что политика Дзена не пропустит такой снимок, так что я размещу его по ссылке - "The Black Sheep and White Crow" ("Чёрная овца и белая ворона"), надеюсь, что такая "хитрость" сработает :) Эту фотографию неоднократно запрещали, а в 2011 году даже потребовали убрать это изображение из экспозиции выставки Ballarat International Foto Biennale в Австралии.
Но в родной Чехии выставки Яна Саудека проводят довольно часто и зрители туда ходят с удовольствием. Фотографии размещаются там особым образом: попарно, с рукописными комментариями от автора. В 2014 году в Праге прошла выставка Яна Саудека "Обнажение" - статью с фотографиями можно посмотреть по ссылке. Если вы знаете чешский, то получите особое удовольствие :)
На снимках Саудека провокационный сюжет, порой даже отторгающий зрителя, резко контрастирует с нежной гаммой - сепия, акварель, прохладный свет и полумрак.
Обшарпанная стена, ставшая лейт-мотивом целого цикла фотографий Саудека появилась не случайно. В начале 70-х годов, после развода с любимой женщиной Ян Саудек поселился в маленькой студии на первом полуподвальном этаже старого дома. Там он жил, работал, фотографировал, используя стены своего жилища как фон для своих снимков.
Изначально сырая, заплесневелая стена в трещинах старой краски не нравилась Яну, он хотел отремонтировать её и перекрасить, но впоследствии этот "фон" стал неким символом, визитной карточкой мастера.
В начале 1980-х годов Ян Саудек получил свою первую большую награду в размере тысячи долларов, что составляло примерно его годовой оклад разнорабочего. После этого в жизни Яна началась белая полоса: он сменил обшарпанную студию на светлую квартиру с мансардой, ушёл с работы и смог больше времени уделять творчеству. Его заслуги признали в Фонде чехословацких художников, и именно с того времени Саудек почувствовал себя "на свободе".
В те же годы Ян Саудек впервые оказался на нудистском пляже и был поражен тем, насколько мы, люди, красивы, но при этом представляем собой "абсолютно жалкое зрелище". С пляжа Ян Саудек унёс не только безграничный загар - он часто возвращался туда как к источнику вдохновения для своих фотографий.
"...В первую очередь нужно фотографировать через призму восхищения. Я здесь, чтобы поговорить о красоте нас, людей. Одна из моих фотографий, созданная около пяти лет назад, называлась "Мы, люди, прекрасны" - и это действительно так," - Ян Саудек, из интервью для газеты "Seznam Zprávy".
На сегодняшний день Ян Саудек – один из наиболее успешных фотографов во всем мире, его работы входят в лучшие коллекции и выставляются более чем в 400 галереях на всех континентах мира. При этом маэстро живёт более чем скромно - ведёт блог на своём личном сайте, общается с поклонниками своего творчества и не собирается покидать любимую родину.
"Я живу лучшие годы своей жизни. Когда грузовик останавливается рядом со мной, водитель высовывает голову и говорит: "Мастер, мне нравятся ваши фотографии", - это все, что мне нужно. И я отношусь к этому очень серьезно. Я живу в своей стране и я счастлив. Я не беден. Я могу позволить себе время от времени шикануть или пожертвовать средства на благотворительность. Конечно, я не могу раздавать миллионы. Но жаловаться, что это плохо?! Вовсе нет! Это лучшие годы моей жизни." - Ян Саудек, из интервью для газеты "Seznam Zprávy".
Благодарю за внимание!