Найти тему

История с географией в одном флаконе

Магнитная фигурка Макса, хорошо знакомая моим читателям по французской игре “Max apprend l’Histoire” («Макс изучает историю»), на этот раз предстанет в костюме рыцаря. Значит, на занятиях французским языком речь пойдёт о рыцарской доблести, которая считается одной из черт национального характера французов.

Конечно же, прежде чем обсуждать с учениками особенности рыцарского костюма на Максе, в развивающей беседе мы обратимся к понятию «рыцарство» (фр. chevalerie от cheval ‘лошадь’).

Понятно, что здесь мы коснёмся межпредметных связей «история − французский язык», доступных уровню развития детей средней ступени школы. Поговорим о том, что это военное сословие возникло у франков в VIII веке, когда народное пешее войско сменилось конным войском вассалов. Рыцарская присяга обязывала рыцаря (un chevalier) ежедневно натощак слушать обедню; умереть за веру, если нужно; покровительствовать вдовам и сиротам; не начинать войну без причины; во всех делах соблюдать смирение; не предпринимать ничего враждебного против своего сеньора.

Идеальная рыцарская культура описана в средневековых рыцарских романах и поэмах англо-нормандских и французских поэтов в XII−XIV веках. Это романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (Chevaliers de la Table Ronde).

Рыцарский костюм Макса поможет учителю подвести своих учеников к рассказу о знаменитом историческом эпизоде средневекового рыцарства. Облачение Макса в костюм рыцаря происходит в три приёма. Сначала надевается плетёная кольчуга (le haubert), латные рукавицы (les gantelets), ножные латы (les jambières) и стальные ботинки (les solerets). Затем − верхняя туника травянисто-зелёного цвета с нашитым на ней восьмиконечным крестом (la top tunique de couleur verte de l’herbe avec une croix rouge à huit pointes). На кожаном поясе висит меч (l’épée).

В финале на голову Макса водружается шлем (le casque) поверх шейного прикрытия (la crête de l’épaulière).

670 лет назад, в конце марта 1351 года, произошла известная битва тридцати (Combat des Trente). Суверенное герцогство Бретань, находящееся между Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш, занимало важное стратегическое положение. В этом герцогстве возник конфликт между сторонниками графа Монфорта (их поддерживал король Англии Эдуард III) и сторонниками графа Блуа (при поддержке французов).

Чтобы разрешить этот конфликт, рыцари каждой из сторон (по 30 человек) устроили битву между городами Плоэрмель и Жосслен в виде турнира. Он длился несколько часов, зрителями были местные крестьяне. Специальные наблюдатели по сигналу объявляли начало боя, а также оказывали медицинскую помощь раненым рыцарям.

Воины сражались пешими используя мечи, кинжалы, копья, булавы и топоры. В начале ожесточённого боя побеждала английская сторона. Погибли двое англичан, включая командующего; пятеро французов были убиты или взяты в плен, в том числе тяжело раненный командующий французами.

После передышки исход схватки решил французский оруженосец Гийом де Монтобан: он против правил покинул поле и вернулся верхом на лошади, врезался в группу англичан и одолел среди них восемь человек. Это помогло бретонцам одержать победу. Современники приветствовали эту победу, назвав её образцом подлинного рыцарства (за исключением оруженосца, подло ударившего в спину).

В 1819 году Людовик XVIII на монументальном обелиске указал имена всех 30 бретонцев и поместил призыв: «Потомки бретонцев, подражайте своим предкам!».

Таким образом, с помощью современной французской магнитной игры детям преподносится интересный материал из истории средневековых рыцарей Франции.