Я дефектолог, логопед, специалист по работе с детьми с ранним возрастом, и мама четверых детей. Когда я как-то раз писала о своих услугах в интернете, помимо всех своих прочих достоинств я со скромной гордостью добавила - на моих занятиях дети не кричат и всегда идут заниматься с удовольствием. Написала - и почесала в затылке. Ну здрасьте. Неговорящие и не понимающие речь дети - и не орут? Приехали. Что же, получается - и ничего не просят? И ничего не хотят? и не пытаются коммуницировать? Ведь пока я не предоставила ребенку альтернативу, не научила его взаимодействовать как-то по-другому - он тянет руку к желаемому предмету и - ААААА! Я предьявляю ему требования, а он в ответ сообщает мне, куда мне с этими требованиями пойти, и - АААА! Ну и, разумеется, он чего-то хочет, объяснить не может, и - АААА! Ну и что, дорогая, у тебя короткая память, что ли? С чего ты решила, что - не кричат?!
Ну вот решила же. И села думать - с чего бы. Не далее чем вчера вот он приходил и он вопил. Ну, взвопит, выскажется таким образом - потом, зная, что все равно задание надо выполнять, с чувством выполненного долга от того, что высказался - сел и сделал. И получил награду. И едем дальше. Да, все же я права, написав, что на моих занятиях дети не орут. Они коммуницируют, как умеют. Если пока умеет только криком - значит, пока так. Для того и ко мне привели, чтоб научился иначе. А вот криков детской обиды и детского горя на моих занятиях нет никогда. И не было, за все 20 лет практики. Потому что все эти двадцать лет я изучаю детское развитие.
Как можно обидеть ребенка? Унизив, обесценив. Причем часто - из лучших вроде бы побуждений. Лучших - но не основанных на понимании процессов, с ребенком происходящих. Пять лет, не говорит, речь не понимает. Стол, картинка, на картинке мячик. Покажи мячик!!! Ноль реакции. Покажи мячик!!! Нет ответа. Покажи мячик - и сами тычем пальцем в картинку с мячиком - ну куда уж проще-то! Я тебе уже все показала, где мячик, и что делать надо, просто повтори!!! Покажи мячик! Да куда ты пошел, у нас еще занятие не кончилось!!! Садись давай обратно! Да не ори! ПРОСТО!!! ПОКАЖИ!!! МЯЧИК!!! Нет, он издевается...
Нет. Дети чаще всего не издеваются. Маленькие дети, и дети с нарушением интеллекта - не издеваются уж точно, у них такая опция в мозге не отросла еще. Вот интеллектуально сохранный шестилетка - тот да, уже потроллить может, причем виртуозно. Но не двухлетка. И не пятилетка, не понимающий речь.
Что же происходит в вышеприведенном примере, как не издевательство? Ну, есть варианты, и их масса. Ребенок явно не понимает слово "мячик" и слово "покажи". И педагог, вроде бы это осознал, и пытается ребенку помочь - показывая ему модель для подражания - просто сделай так же! Просто. Это вам просто. А этот ребеное НЕ УМЕЕТ ПОДРАЖАТЬ. Он не умеет ДЕЛАТЬ ТАК. Иначе с чего бы он в пять лет речь не понимал бы, при сохранном слухе. Именно с того, что нормальный ребенок через подражание развивается, а этот - нет. И подражать его надо - УЧИТЬ. Это первое. Еще есть вариант - ребенок не воспринимает полскостные изображения. Это для вас - мячик. А для ребенка глянцевый картонный квадрат с синим кругом посередине. Что с ним можно делать - ну, залившись слезами, швырнуть в педагога, например. Или сжевать. Или порвать. Воспринимать плоскостное тоже надо - учить.
Вот и видим. Побуждения бесспорно лучшие, педагог же хочет ребенка научить. Но, не понимая механизма, не понимая последовательности обечения, не зная особенностей детского развития в норме и патологии - мы видим, что обучение не состоялось. Состоялось детское горе и детская обида, детские слезы.
Ладно, это сложный случай был. Не каждый специалист за такого ребенка вообще возьмется. Но как же часто мы обижаем и фрустрируем своих любимых маленьких детей, даже нормально развивающихся - всего лишь оттого, что их не понимаем! Не понимаем их отличий от нас с вами. Не знаем законов функционирования детского мозга. Я сама тут, в белом пальто стоящая, не могу себя простить уже 15 лет, за то, что я позволяла родственникам говорить моей двухлетней дочери, у которой появилась младшая сестра - "Ты старшая, ты должна!" Кому и что должен был этот ревущий от груза ответственности крошечный кудрявый клоп?! Кому и что должен трехлетний малыш, не желающий соревноваться с группой таких же малышей? Кому и что должен двухлетка, которому якобы уже порав в садик на полный день. Кому и что должен неуемно фантазирующий пятилетка, которого якобы уже пора сажать за парту и заставлять учить цифры?! И все это под флагом невежества и лозунгом - ДВОРНИКОМ СТАНЕШЬ!!! Детскими слезами обиды умыт этот флаг. Детским горем - меня не любят! Я не такой! Я не дотягиваю!
А мама этого ребенка - вполне любит. Но не знает законов развития. Именно поэтому ребенок ее должен тогда, когда не должен.
Чтобы поменьше было детских слез в этом мире - от меня сегодня подборка книг, которые помогут лучше понять детство. Понять, что же за существо такое перед нами. И что же оно, в конце концов, по возрасту ДОЛЖНО. Все они написаны простым популярным языком, все очень легко читаются. По промокоду momlogo до 3 июня 2021 года на эти, и другие книги скидка 25% на ЛитРес. Пользуйтесь, скачивайте, читайте. Проверено, прочитано мной лично. Скидка после активации промокода действует в течение 2 дней.
1. Андрей Курпатов. Счастливый ребенок
Почему до 10 лет ребенка бесполезно взывать к его совести? Потому что так устроен его мозг. Читайте - узнаете больше.
2. Дебора Макнамара. Покой, игра, развитие.
Название книги говорит само за себя. Хотите подобрать ключики к ребенку? Они здесь.
3. Людмила Петрановская. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка.
Простое и известное слово - привязанность. Что может быть проще? Однако ее так просто разрушить. И однако это простая точка покоя - основа для развития ребенка.
4. Мария Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
Дети 90-х - вам точно понравится. Будете рыдать от ностальгических воспоминаний о секретах по-настоящему счастливого детства. Вы их все знаете, просто забыли. Вспомните - и, может быть, подарите частичку счастья и своим детям.