Найти в Дзене

Подхалимаж или зеркало эпохи?

Не всем художникам доводится прожить гладкую жизнь, при тех же самых условиях, что и в начале пути. Творческие биографии многих попадают в тектонические разломы между эпохами. На этом канале была статья о Жак-Луи Давиде, одном из самых характерных примеров изменения «политической» линии в творчестве.

А сегодня я хотел бы вам представить пример гораздо менее известный, но зато очень яркий.

Для начала – небольшой коллаж

Хороший «двухголовый», правда? Валерий Павлович Чкалов и Александр3. Наиболее догадливые, наверное, уже стали прозревать. Несмотря на то, что сложно представить более несхожих персонажей, между годами их жизни не такая уж и большая разница. Вполне умещающаяся в творческую биографию одного художника.

Иван Семёнович Куликов родился в 1875 году в городе Муроме, Владимирской губернии (ныне Владимирской области). Благодаря таланту, частичной удаче, помощи добрых людей, смог получить художественное образование в Москве и в Санкт-Петербурге, в том числе был в учениках у И.Е.Репина.

Куликов Иван Семенович (1875 – 1941). Портрет Александра 3. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941). Портрет Александра 3. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941). В крестьянской избе. 1902. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941). В крестьянской избе. 1902. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Художника постоянно тянуло назад, в родной Муром. В конечном итоге, бОльшую часть жизни он провёл именно там. Полистайте эту галерею. Вполне «патриархальный» русский художник. Милые моменты быта, даже ничего социального. Нечто среднее между Борисом Кустодиевым и Константином Маковским. Кое-что вторично, но в целом талантливо и «народно».

А следующий портрет я вынесу в отдельную галерею. Не потому, что он сильно отличается от предыдущих картин, нет. А потому, что я подобрал к нему особую пару. Листайте

Да, вторая картина в галерее — это тоже работа Ивана Семёновича Куликова. Эпоха изменилась. Барышни в старинных одеждах a-la Константин Маковский полностью утратили свою актуальность.

А вот ещё

Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) Пионеры 1929. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) Пионеры 1929. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) Юнгштурм 1929. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) Юнгштурм 1929. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область

И наконец, тот портрет, с которого мы начинали, полностью.

Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) Портрет лётчика Чкалова 1938. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) Портрет лётчика Чкалова 1938. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область

Только не спешите обвинять художника в приспособленчестве, стремлении угодить новой власти и т.п. Во-первых, откуда мы знаем, какие работы он писал с большим вдохновением и энтузиазмом – «старые» или «новые». А во-вторых, если меняется эпоха, то почему искусство, которое в том числе (но не только) зеркало эпохи, не может поменяться?

Иван Семёнович Куликов скончался в родном Муроме, в декабре 1941 года.