Друзья, сегодня в страстную пятницу мы вспоминаем страдания Христа. Мы ведь не случайно носим на шее крест. Не образок или иконку, а именно крест. Для нас это дорого. Эта виселица показывает нам с какой силой любит нас наш Бог.
Апостол Павел пишет: кто это слышал, чтобы кто-то пошёл за кого-то на смерть? И поправляя себя говорит, что за благодетелей своих бывает как исключение. Но кто слышал, чтобы ради врагов своих, ради их счастья кто-то отдал свою жизнь? Такого в истории человечества не было.
А разве мы его враги? - спросит кто-то из вас. Мы ведь его ученики. Но, друзья, давайте прочитаем, что говорит об этом сам Господь в Евангелии: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Евангелие от Иоанна 13:35».
Давайте спросим себя - имеем ли мы любовь друг ко другу? Разве не мы осуждаем друг друга, завидуем; грустим, когда у человека всё в жизни хорошо и радуемся, когда у него всё плохо? Разве не мы в очереди за святой водой готовы растолкать друг друга, чтобы набрать воды первее, чем другой? Разве о такой любви говорил Господь?
Мы сегодня провожаем его на добровольные страдания, на которые он идёт нас ради и нашего ради спасения. Мы читали как Он на тайной вечери, обращаясь как бы ко всем, особо говорил одному из своих учеников, которого любил ни сколько ни меньше других, но который уже договорился о продажной цене. Он говорит, обращаясь к сердцу Иуды: «Один из вас предаст меня». И когда ученики начали по очереди спрашивать: «Не я ли?», Иуда, чтобы не выделяться, тоже спросил: «Не я ли?». И в ответ Господь тихо ответил – ты. Но не дрогнуло его сердце, впрочем, как и наше.
Измученный Господь тогда уже говорит: «То, что задумал, делай скорее», и Иуда убегает за стражниками. А Христос идёт в Гефсиманский сад, где просит Небесного Отца, чтобы эта чаша гнева, переполненная грехами всей вселенной, миновала бы Его. Но этот миг человеческой слабости побеждается Божественной любовью. Он подставляет себя под удар, идущий на человечество, говоря: «Впрочем не как я хочу, но как ты».
Спустя недолгое время приходят стражники, и Иуда подходит к Господу, целует его и говорит: «Радуйся, равви (учитель)». Господь в последний раз с любовью обращается к нему: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова прожгли сердце Иуды. Он не смог выдержать этой любви. Он выбросил деньги своим нанимателям, сказав, что он предал кровь невинную. Мы помним, что ответили первосвященники: «А нам то что?» И мучимый внутренним огнём пошёл и удавился. Если бы он пришёл к голгофскому кресту и здесь испросил прощение у Учителя, Христос бы обязательно простил его.
А Христос в это время был на позорном суде у первосвященника Анны. Отвечая на вопрос, Он говорит: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего». После этого один из стражников, желая выслужиться перед своим хозяином, со всей силы ударил Его в лицо. Современная наука много достигла. Итальянские судмедэксперты, исследовавшие плащаницу Христа, свидетельствуют, что левая сторона лица Христа была искажена большой гематомой, глаз был закрыт. Стражник сильно постарался…
Первосвященники призывали свидетелей, которые ничего могли доказать. И Христос из любви к ним, чтобы они не брали больший грех лжесвидетельства, говорит, что он Сын Божий. И вот первосвященники, которые приносили жертву в храме Христу, обрекают Его же на смерть.
Мы вспоминаем пророка Исаию, который говорит: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». Почему с удовольствием? Какое удовольствие быть истерзанным? Потому что Он знает ради кого идёт на муку. Он шёл сквозь толщу веков, видя тебя. Он шёл ради тебя. Он надеялся, может ты сможешь подняться и быть настоящим.
И когда вися в страшных муках на кресте он сказал: «Отче, прости им, ибо не ведают что творят». Он сказал это не только о своих современниках. Это Он говорил обо мне, о тебе, о каждом из нас. Эти слова до сих пор открывают Царствие Небесное, идущим за Христом.