Перед тем как перейти к сути, давайте на минуту вернемся в прошлое. Туда, где вам по 15-17 лет. В то беззаботное время, когда чуть что — сразу протест. И часто эти протесты (не от великого ума) проявлялись очередной выкуренной сигаретой или банкой слабоалкоголки в компании друзей за гаражами.
Вспомнили? Сильно вам хотелось в тот момент, чтобы кто-то тут же наябедничал маме и вы знатно отхватили? Вряд ли. Ведь ты «уже взрослый и сам можешь отвечать за свои поступки». А мама...она ничего не понимает.
Спорить с этим бессмысленно и бесполезно. Метод «сдать родителям» с подростками не работает. Еще ни одно наказание не помогло справиться с подобной проблемой. Попробовать, конечно, можете, но постоянно контролировать процесс у вас вряд ли получится.
Наш метод работы в подобных случаях — принцип без принципа. Да, мы хоть и частный лагерь, но за несколько лет существования парочки подобных инцидентов, все же, избежать не удалось. Но, именно небольшой масштаб и помогает нам держать все это дело под контролем. Ясно одно — ничего однозначного не существует, и каждая ситуация индивидуальна.
Начнем с того, что география приезжающих детей весьма разнообразна: кто-то едет к нам из мегаполиса, а кто-то из провинции; кто-то вырос в России, а кто-то в Америке; кто-то учится в частном лицее, а кто-то в обычной государственной школе. Поэтому, как и бэкграунд, так и привычки у всех разные. Наша задача — не мести всех под одну гребенку, а искать наиболее оптимальный подход.
За все время существования Altai Spirits, у нас было примерно 3 случая с курением. Все — пацаны 16-17 лет. Первый вопрос: знают ли родители? Если да (что случалось, все семьи разные), то единственное наше условие — выходи пожалуйста за территорию подальше от глаз остальных детей, и кури сколько влезет. Таковы правила лагеря — у нас не курят.
Если же ответ отрицательный с мольбами «пожалуйста, не говорите родителям, они меня убьют» — это уже другой разговор. Многое, конечно, зависит от того кто поймал, но в основном решаем мы вопросы плюс минус одинаково: разбираемся в ситуации.
Никто не начнет бездумно орать, выбивать из рук сигарету и, не дай Бог, позорить человека на глазах у других ребят. Тут важно понять баловство ли это, и сколько еще человек замешано. В случае «просто попробовать решил, дома я не курю» — проводим беседу с конфискацией имущества. На этом все. В противном случае (курил не единожды, да еще и других ребят подсадил) — будем разговаривать жёстче и сядем «на хвост». От нас не скрыться.
Почему мы тут же не бежим звонить родителям? Ну, во-первых, кроме как к выносу мозга ребенку и тотальной утраты его к нам доверия до конца смены, это ни к чему не приведет. Родители тоже бывают разные, именно поэтому мы с ними в тесном контакте. Кто-то чрезмерно строг, кто-то паникует, а у кого-то и без того сложные отношения с дитем. Об этом мы тоже знаем. Поэтому усугублять и эскалировать ситуацию — не вариант. Мы пытаемся решить проблему самостоятельно.
Но одна ситуация, все же, заставила нас изменить правила игры. Одна из девчонок привезла с собой жевательный табак. Если вы не знаете что это — ничего страшного, мы тоже не знали. После серьезной беседы и настойчивой рекомендации бросить эту гадость, а также перестать распространять между ребятами, наша просьба была успешно проигнорирована. Меры пришлось принимать сходу: позвонили маме и дали ей возможность объяснить своему ребёнку что такое хорошо, а что такое плохо.
То же самое с алкоголем. В конце одной из смен мы поехали на экскурсию, где 14-летнему пацану (!) продали 2 бутылки медовухи. Спрятать удалось, но ровно до момента возвращения в лагерь. Его гениальный план по спаиванию коллег по костру был немедленно разрушен, алкоголь отобран. Аргумент у нас один: ты в лагере, а значит должен беспрекословно следовать его правилам. Родителям звонить тогда тоже не пришлось.
Мораль сей басни такова, что как бы нам не хотелось не сталкиваться с подобным, избежать казусов, к сожаления, невозможно. Подростки не вчера стали непослушными, они всегда такими были. Это их природа, на то они и подростки. Учатся, ошибаются, падают, встают, и снова той же ногой в болото. Мы не имеем права их за это осуждать.
Наша задача — их направить, объяснить и показать на собственном примере. Чтобы отгородить их от чего-то, нужно перестать их за это наказывать. Как бы парадоксально это не звучало. Поговорить по душам и найти корень проблемы — вот чего им от нас не хватает. Доверия! Элементарной возможности прийти и рассказать о самых серьезных по их мнению траблах. Поэтому работать нужно не над их поведением, а в первую очередь над собой. И тогда жизнь с подростком перестанет казаться сущим адом. Даже если однажды вы поймаете его с сигаретой в руках.