Доброго здоровья, дорогие братья и сестры! С Великой Пятницей вас, или Великим Пятком, на которую все мы, православные верующие, вспоминаем Святые спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа. С древности на по вечерней Великой Пятницы, читался особый канон или "Плач Пресвятой Богородицы". Не все мы знаем, что это такое, но это очень интересный вопрос . С таким вопросом обратился один верующий раб божий Андрей к батюшке.
Такой вопрос был им задан:
"Скажите, батюшка, что это за "Плач Пресвятой Богородицы", который читается (или читался с древности) в храмах на повечерии Великой Пятницы? Я прочитал эту информацию, но разъяснений никаких не нашёл".
На этот вопрос ответил протоиерей Алексий Белецкий, кандидат богословия.
" Плачем Пресвятой Богородицы" называется канон на повечерии, который читается на вечернем богослужении, после выноса плащаницы в Великую страстную Пятницу накануне Пасхи.
Неделя перед Светлым Христовым Воскресением (Пасхой) названа Великой или Страстной, так как она посвящена воспоминаниям страданий Господа Иисуса Христа и предшествовавших им событиям.
Каждая служба этой Великой Седмицы возвращает к евангельским рассказам о последних днях жизни Искупителя.
Апогей переживаний приходится на Великие Пятницу и Субботу, когда мы вместе с учениками Христа мистически становимся свидетелями его крестных страданий, смерти и погребения. И вместе с Пресвятой Богородицей стоим у креста, сокрушаясь в горе от страшных и несправедливых мук Её Сына.
Какими словами описать Божественную трагедию Страстную Седмицы? Как выразить страдание самого Христа и его учеников? Какими средствами показать отчаяние печаль и тоску матери Иисуса Христа? И каким образом одновременно подчеркнуть провиденциальность смерти Христа, её спасительное значение?
Византийский дипломат агиограф и писатель святой Симеон Метафраст постарался учесть все аспекты Крестного пути Христа и поэтически выразить суть происходящего, в форме обращения плачущей Матери к убитому Сыну.
Наверное, это единственный раз в году, когда мы верующие находясь рядом с Девой Марией, не обращаемся к ней и ни о чём её не просим. Наоборот сопереживанием Ей и вместе с Нею вызываем к Спасителю Сыну Божию и её Сыну.
Обычная для византийских молитвенных текстов витиеватость и нагромождение смыслов отсутствует в каноне "Плач Пресвятой Богородицы". Текст изложен простым и одновременно выразительным языком. Даже перевод на церковно-славянский язык сохранил мелодичность фраз.
Канон "Плач Пресвятой Богородицы" является жемчужиной православного богослужения Великой Пятницы. Совершаемый раз в году, он не должен проходить мимо молитвенного внимания верующих."
Протоиерей Алексий Белецкий, кандидат богословия.
(Материал для статьи взят из газеты "Святые иконы и молитвы", апрель 2021 год).
Надеюсь, дорогие друзья, статья была вам интересна и полезна.