Сегодня мы расскажем про заброшенный уникальный и, как утверждает интернет, единственный в мире тальковый карьер "Старая Линза" при Шабровском тальковом месторождении на Урале недалеко от г. Екатеринбург у посёлка Шабровский.
Зимой 2016-2017 гг. он был полностью затоплен грунтовыми водами, но мы успели побывать в нём за пол года до начала этих печальных событий.
Эксплуатация этого карьера по добыче талька-магнезита началась ещё в 1927 г., хотя и ранее ещё в XIX веке в этих местах происходила добыча кустарным способом.
В 1931-х г. было создано объединение "Уралтальк", а процесс добычи был механизирован, после чего добыча пошла новыми более масштабными темпами и происходила вплоть до 1970-х гг.
А в 1974 г. началась разработка более современными и менее затратными способами, после чего карьер был законсервирован и до середины 2010-х гг. поддерживался в стабильном состоянии, для чего на дне карьера работала насосная станция, откачивавшая поступающие в карьер грунтовые воды, выходящие с отработанных склонов.
Во множестве источников в интернете утверждается, что "Старая Линза" является единственным тальковым карьером в мире при тальковом месторождении, но это не совсем так. На самом Шабровском месторождении талька есть два карьера "Старая Линза" и "Новая Линза", а также участок между ними, разрабатываемый в настоящее время. Да и поисковик по запросу тальковых месторождений выдаёт множество стран, где его добывают, вот только при этом не выдаёт ни одного карьера кроме Шабровского.
В общем в том, что это единственное такое месторождение с карьером мы до конца не уверены, так что оставим это на совести бесконечного числа статей в интернете.
Наверху у карьера осталось множество старой техники.
На подъездных путях стояли заросшие узкоколейные вагоны, на которых перевозили тальк.
Старый прицепной грейдер тяжёлого типа Д-20БМ.
По периметру карьера. достигающего в длину пол километра, в ширину около 250 метров, а в глубину около сотни, расставлены такие вышки кабель-кранов.
Между которыми растянуты тросы, по которым при жизни карьера перемещался такой "паук", при помощи которого наверх на тележках поднимались тальковые блоки.
А по склонам под тросами были смонтированы такие направляющие для тележек с блоками, которые и тянула наверх данная конструкция.
И вот мы спускаемся в карьер, по склонам которого стекали водопады.
Спуск вниз осуществлялся по такой деревянной лестнице, что довольно удобно не смотря на её крутой угол.
Оцените угол направляющих для подъёма блоков.
И вот мы внизу.
Так снизу выглядят направляющие для подъёма тележек.
По дну карьера также проходила узкоколейка, а форма самого карьера представляет собой подобие "каменной линзы".
Первым делом давайте заглянем к расположенной у железнодорожной колеи насосной станции.
Именно она около тридцати лет не давала карьеру утонуть, откачивая поступающую в него воду из большого озера рядом.
В конце 2016 г. она прекратила свою работу и уже в декабре сама ушла под воду по самую крышу, а спустя ещё пол года весь карьер оказался под водой.
Здесь находился разворотный круг для поворота вагонеток.
А это одна из тележек для подъёма блоков при помощи "паука". Колёса у неё с резиновым покрытием.
Ступени склонов карьера похожи на древние пирамиды.
Также на дне карьера навеки остался старый экскаватор, произведённый в ещё советской Польше на Варшавском заводе строительных машин имени Л. Варынского.
Со стен карьера стекают водопады, но мы были в то время, когда они ещё не набрали полную силу и не выглядели впечатляюще.
Останки какого-то охлаждения, видимо от трансформатора.
Движемся дальше к самому главному.
Визитной карточкой этого карьера являлась вот такая большая цепная пила от баровой машины, которой выпиливались тальковые блоки.
Теперь её уже не увидеть, ведь она глубоко под водой.
А так здесь всё происходило при жизни.
Сложно передать размер ступеней склонов. Без человека в кадре они смотрятся совсем небольшими.
Какой-то агрегат на рельсах. Возможно это была головная аккумуляторная тележка.
Ещё одна такая же.
А здесь ступени склона обрушились.
Ну а мы поднимаемся наверх и посмотрим ещё на кое что рядом.
Возле карьера находится выход Григорьевского месторождения, где по сей день добывают змеевики.
На местности активно работала техника.
Но никто нас не выгонял.
И мы смогли понаблюдать за процессом добычи этого минерала.
Здесь кстати тоже была большая цепная пила, только более новой модели.
Посмотрев на работу техники мы отправились дальше по намеченному маршруту.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.