Найти в Дзене
МИРный воитель

Герои BioShock и их ошибки. София Лэмб и альтруизм

Эндрю Райан уже показал нам, к чему приводит излишний индивидуализм и эгоизм, но как насчёт альтруизма - не имеется ли и у него своих радикальных форм, которые могут сделать сие качество даже опасным?

София Лэмб была воспитана в традициях альтруизма, и сполна познала несовершенство мира и людей. Как и для Райана, последней каплей для неё стала бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, которую США оправдали идеей "общего блага". Тогда Лэмб поняла, что самые светлые и чистые идеи могут быть использованы в самых гнусных целях.

Лэмб с радостью приняла приглашение Райана в утопический подводный город, не ведая, что такое "утопия" в понимании самого Райана. Для Лэмб утопией был мир безграничного самопожертвования, когда каждый член общества отдаёт всего себя на благо всех, а не себя самого. В общем, что-то вроде такого своеобразного коммунизма. (И Райан в своей пропаганде против Лэмб как раз обвинял её в коммунистических идеях).

То, что Лэмб увидела в "городе мечты", глубоко разочаровало её - она увидела общество, погрязшее в эгоизме, где каждый был сосредоточен только на своём "я" и был глух к чужим нуждам и страданиям. Она начала проповедовать в этом гнилом обществе идеи альтруизма, и встретила предсказуемые последствия - Райан очень не любил чужого мнения и чужих идей в своём "свободном" городе. Так что в итоге Лэмб со своими идеями оказалась под стражей, откуда, однако, смогла вырваться в преддверии гражданской войны.

После смерти Райана у Лэмб появилась прекрасная возможность занять опустевшее место правителя города. Она никому не отказывала в принятии и сочувствии (по крайней мере, показном), и уже находясь в заключении начала пользоваться у других узников авторитетом, а позднее объединила всех оставшихся обитателей Восторга (в основном, мутантов) в одну большую "семью". Её книга, где она изложила основы своей философии, начала почитаться последователями Лэмб чуть ли не как Библия, каждый член "семьи" был безоговорочно ей предан и готов был пойти на любую жертву ради "общего блага", в том числе - без вопросов отдать собственную жизнь. Лэмб радикализировала понятие альтруизма, породив секту, готовую беспрекословно служить абстрактной идее общего дела.

Стремление к чистой и светлой идее полной взаимопомощи сочеталось в Лэмб с крайней жестокостью. Она продолжала совершенствовать плазмиды и тоники, проводя генетические испытания на собственных последователях (которые, будучи практически зомбированными её идеями, шли на такое добровольно), беспощадно расправлялась с теми, кто в чём-то ей перечил или пытался покинуть Восторг, начала похищать девочек уже с поверхности и наладила производство новых маленьких сестричек. Её утопия стала таким же извращённым кошмаром, как и утопия Райана. Да и сама Лэмб в своих действиях ничем ему не уступала, при том что ненавидела Райана больше всех людей на свете.

Показательно, что идеалом альтруизма для Лэмб стал Джек Райан, лишённый свободы воли и под ментальным воздействием убивший своего отца (во имя общего блага, как рассуждала Лэмб). Так к ней пришла идея создать интеллект, который был бы полностью лишён самоанализа и каких-либо личностных черт (ибо самоанализ в понимании Лэмб и приводит к эгоизму), и был бы бесконечно предан служению обществу, не совершая ошибок, допускаемых при наличии личных интересов.

София Лэмб не только создала сообщество фанатиков, но и сама по существу оказалась в фанатичном плену у своих идеалов. Преследуя абстрактное служение общему благу, она одновременно утратила мораль. Проповедуя сострадание, она тем временем истязала и использовала и собственных сторонников, и совсем невинных людей. Апофеозом сумасшествия Лэмб стала готовность принести в жертву общему благу собственную дочь, которую она с детства изолировала от общества, дабы не подвергать её дурному влиянию эгоистичных людей. Лэмб сломала своей дочери жизнь и взрастила в ней ненависть к себе же. Всё - ради какого-то общего блага, которым в Восторге при её десятилетнем правлении даже не пахло.

София Лэмб готовится пожертвовать своей дочерью ради своей утопической идеи об общем благе
София Лэмб готовится пожертвовать своей дочерью ради своей утопической идеи об общем благе

Несмотря на то, что Эндрю Райан и София Лэмб были яростными противниками и ненавидели друг друга, исповедуя радикально разные идеологии, они в итоге оказались очень друг на друга похожи. Они оба сами превратились в тех, кого больше всего ненавидели, они оба решили, что благая цель оправдывает любые средства ради её достижения, и они оба так и не сделали выводов из своих жизненных уроков и не признали своих ошибок, чем закрыли для себя путь к искуплению. Опыт Райана и Лэмб учит нас, что любая идея, возведённая в абсолют, может не только изжить себя, но и обернуться настоящей катастрофой, похоронив множество невинных жизней. Поэтому во всём нужно знать меру и не переходить границы разумного.

Читайте о других героях BioShock:

Эндрю Райан и паразиты

Букер ДеВитт и Захари Комсток

Элизабет и грехи отцов

Дейзи Фицрой и пламя революции