На протяжении огромного исторического периода от 6000 года до н. э., примерно, вплоть до 2000 г. до н. э., на территории будущего Китая существовало от полудюжины до дюжины протогосударств, оставивших по себе археологический след в виде различных соответствующих археологических культур. Каждая из них, гипотетически, тогда имела шанс стать родоначальницей китайской цивилизации, но сумела использовать этот шанс только одна. Поговорим о них поподробней.
Как уже писалось в предыдущих статьях, это были небольшие, агрессивные и достаточно развитые протогосударства, по своей структуре подобные античным полисам. В своем развитии они делали упор на различные направления. Было несколько культур, выбравших религиозный путь. Географически они сосредотачивались в рисоводческих регионах реки Янцзы. Их отличал от соседей ранний и быстрый старт, когда темпы их развития, за счет низкого уровня социального напряжения в обществе, значительно опережали окружающих. Они активно несли свои религиозные воззрения соседним народам, вступая в самые настоящие религиозные войны, принимавшие особенно ожесточенный характер в конфликтах с культурами подобными себе. Однако, на более поздних этапах своего развития все они столкнулись с обратной стороной медали религиозности: в ремеслах и технологиях начался застой, вызвавший и военное отставание, чем немедленно воспользовались не испытывавшие к ним особой симпатии соседи. В результате, все религиозные культуры оказались уничтожены, пав жертвою собственной косности.
Несколько культур предпочли акцент на ремесло и торговлю. Им удалось добиться впечатляющего совершенства производимых изделий, а так же создать сложные и развитые системы управления, поддерживающие жизнеспособность сильнейшим образом расслоившихся коллективов. Однако, и этим культурам не удалось выжить, — раздиравшие их социальные противоречия сделали их уязвимыми перед внешней угрозой.
Осталась же только одна культура, располагавшаяся в среднем течении реки Хуанхэ. Во времена, когда социальный состав обществ других культур уже значительно расслоился, жившая там народность хуася — предки современных китайцев — очень долго сохраняли первобытное равенство. Это было общество воинов, и оно долго ждало своего вождя, вокруг которого оно могло бы сплотиться. Где-то в районе 3500 года до н. э. первая из таких личностей, судя по всему, появляется. После чего начинается быстрый расцвет культуры хуася, сопровождающийся таким же быстрым упадком всех остальных культур. Жители региона средней Хуанхэ не знали наследственной власти, каждый из их «императоров» передавал власть достойнейшему. Неравенство в их общество проникало медленно. Побеждая своих врагов из религиозных культур, они не заразились их религиозным рвением, но приняли и адаптировали для себя их ритуал, который был разделен на две составляющие: одна из них стала прерогативой лично императора, — это было отношение с Небом; вторая же — поклонение духам предков, стала личным семейным делом каждой семьи и рода. В целом же, зарождающееся государство осталось в стороне от религиозных вопросов. Его руководители предпочли строить жизнь общества на рациональных основах. И этот принцип сохранялся неизменным на протяжении всех последующих тысячелетий китайской истории. Так же, хуася заимствовали развитую систему государственного управления, посредством чиновников, у своих достигших на этом поприще значительных успехов соседей.
По мере адаптации и усвоения достижений подчиняемых культур, растет расслоение в обществе хуася, что выражалось как в дифференциации погребений, где в одних могилах археологи находят простые каменные топоры, в других, менее многочисленных, - топоры, инкрустированные нефритом, и наконец, в самых редких — полностью нефритовые. Появляются дворцы и предметы роскоши, меняется церемония похорон, появляются изделия из бронзы и шелковые ткани. Наконец, последний из легендарных пяти императоров передает свою власть не избранному приемнику, а своему сыну. Так на территории Великой Китайской равнины возникает государство Ся. Первое из трех первых государств, или «трех эпох», о которых мы поговорим в следующей статье.