История — ящик Пандоры. Приоткроем одно из его отделений и посмотрим, кем был Калигула — человек, устроившей 1400 дней террора своим подданным, чем и прославился в веках.
Как часто бывает, начало пути будущего императора, ненавидимого простым людом и еще более знатью, начинался тернисто, но не предвещал бед, что вскоре должны были обрушиться на римский народ по его милости. Калигула, или правильнее сказать Гай Юлий Цезарь Август Германик, появился на свет 12 августа 12 года нашей эры в древнем городе Анцио. Его отцом был Германик Юлий Цезарь Клавдиан. Он являлся выдающимся государственным деятелем и римским военачальником. Мать по имени Випсания Агриппина успела подарить мужу двух сыновей и троих дочерей. То есть, будущий тиран стал младшим из детей пары. Родители Калигулы постоянно пребывали в разъездах. Отец менял места службы, ходил в военные походы, а Агриппина, прихватив своих отпрысков, везде сопровождала супруга. Таким образом, до смерти Германика Гай постоянно находился в лагерях, где бегал среди простой солдатни в крохотных деревянных башмачках, калигулах, откуда позже и пришло его оставшееся в истории прозвище.
Когда глава семьи умер, Агриппина была безутешна. Она обвинила в своем несчастье императора Тиберия — человека жесткого, жестокого, склонного к тирании, скаредного. Так начался конфликт, который уже через десять лет привел к тому, что женщина вместе со старшими сыновьями попала в ссылку, где вскоре погибла от рук злоумышленников. Та же участь постигла ее наследников. Официальной причиной опалы стали интриги префекта претория Сеяны. Калигуле было дозволено остаться в доме бабки. Там он прожил вплоть до 31 года, когда началось его восхождение к вершинам, но и личность юноши, в общем-то беззлобного, стала коренным образом меняться.
Тиберий призвал к себе сына своего бывшего военачальника. Он поселил молодого человека у себя под боком на острове Капри, где тому предстояло провести шесть ужасных лет. Это были годы постоянных унижений, издевок, лишений и непрекращающегося террора, что, видимо, сказалось на его будущем правлении. Когда 16 марта 37 года старый император скончался, его место занял приемник, которым и стал Гай Цезарь. Так как молодой человек был официальным наследником, никто не стал чинить ему препятствия на пути к трону. Уже в конце марта, доставив тело мертвого императора в Рим, Калигула получил все положенные ему регалии и властные полномочия.
Старт правления будущего диктатора было радужным и светлым. Он отменил самые непопулярные законы, за которые народ ненавидел его предшественника. В частности, с легкой руки нового императора были отменены налоги, прощены долги, а недавние изгнанники вернулись из ссылок и зажили по-старому. Гай повелел привезти в Рим прах матери и братьев и похоронил их в мавзолее Августа. Чуть ли не ежедневно с его подачи проводились праздники и различные игры, в которых мог принять участие любой желающий. Жизнь в Риме отныне походила на роскошную сказку, где никто и никогда не считал денег и не думал ни о чем серьезном.
Вот только транжирить золото вечно и никак не компенсировать расходы не вышло. Вскоре Калигула понял, что подобное расточительство — путь в никуда. Он потратил почти три миллиарда сестерциев исключительно на развлечения. Казна стремительно пустела. Ситуацию ухудшила продолжительная болезнь, которая положила конец беззаботным, наполненным искренним весельем торжествам и поставила крест на благих начинания Гая. Исцелившись, он вернулся к правлению, но был уже совершенно другим человеком. Он жил в свое удовольствие, подразумевая, что доставшаяся ему власть предполагает абсолютное господство. Он потакал всем своим прихотям и капризам, был донельзя распущен, ни во что не ставил других людей и считал их всех, особенно провинциалов, своей собственностью. Ей, по мнению императора, он мог распоряжаться как угодно. Калигула видел перед собой большие цели, изобретал безумные проекты и любой ценой воплощал их в жизнь, платя щедрую дань истории смертями своих подданных. Как писал один из биографов, по мановению руки Калигулы в глубоких морях возникали плотины, а сквозь неприступные утесы прорубались ходы. Среди примеров диковинных и невозможных сооружений, воздвигнутых императором, понтонный мост через Неаполитанский залив. Его протяженность составляла пять тысяч триста метров. Он соединял между собой Путеолы и Байами. Естественно, воздвигнуть нечто столь грандиозное по тем временам было проблематично. Император реквизировал все зерновозы, оставив жителей Рима без зерна и спровоцировав настоящий голод.
Чтобы превращать сны в явь, Калигула нуждался в деньгах, которые от его "благих" начинаний таяли даже быстрее, чем от гулянок. Тогда он повысил налоги, да так, что поборы Тиберия стали казаться каплей в море. После начал снимать пошлины с любых сделок. Налогом облагалось все, включая проституцию. Все аристократы и просто богатеи должны были включать императора в свои завещания и щедро одаривать его напоследок. В противном случае документ признавался недействительным, и правитель реквизировал все имущество. Но и это не могло спасти ситуацию. Средства исчезали быстрее, чем появлялись новые. Тут-то и начался настоящий террор. Калигула повадился отбирать собственность и деньги у каждого, кого считал достаточно богатым. Оспорить такое решение было нельзя.
Естественно, Гая Цезаря возненавидели как простые люди, так и аристократы. На него неоднократно совершались покушения. Первое из них датируется тридцать девятым годом и было инициировано наместником Верхней Германики. Его звали Гней Корнелий Гетулик. Планировалось, что освободившийся трон займет Марк Эмилий Лепид, бывший возлюбленным всех трех сестер Калигулы по очереди. Многие сенаторы поддержали мятеж и участвовали в нем. Но император узнал о покушении, казнил своего недавнего друга и соратника Марка, отправил в ссылку сестер и покарал каждого, кто имел отношение к делу.
В сороковом году назрел новый заговор, словно его участники не знали, какая судьба постигла их предшественников. Теперь в авантюру ввязались два сенатора Гай Аниций Цериал и Секст Папиний. Оба были молоды, скоры на расправу и неоднократно бывали на развлекательных мероприятиях своего господина. Их планы не осуществились. Калигула все узнал заблаговременно, схватил одного из виновников, пытал и выяснил множество новых имен. Из носителей ждала страшная участь.
Смерть настигла Калигулу 24 января 41 года. Она стала результатом удачного покушения, которое замыслили бывший центурион, а ныне трибун преторианской гвардии Гай Кассий Херей. Он уже участвовал в солдатских бунтах и был довольно известен. Решение убить императора с его стороны стало следствием не столько борьбы за справедливость, сколько личной обиды. Калигула постоянно насмехался над трибуном из-за его высокого голоса, он подвергал его прилюдным унижениям и на глазах публики доводил до белого каления. В итоге, прибегнув к помощи других недовольных центурионов, Херей принял твердое решение покончить с Гаем Цезарем. Обсуждалось множество вариантов. Предлагалось убить его в Капитолии, сбросить с Эмилиевой базилики во время Форума и, наконец, прикончить сразу после легендарных Палантинских игр. Так и поступили. Когда Калигула выходил из театра, заговорщики оттеснили от него немногих верных подданных, сославшись на то, что императору нужен покой. Они проследовали за ним до личных покоев, где и произошло неизбежное.
Террор Калигулы длился всего 1400 дней. Это чуть больше трех лет. Но даже такой непродолжительный срок навеки остался в истории и памяти потомков.
Впрочем, есть и альтернативные версии, в которых Калигула - вовсе не монстр и тиран, а жертва болезни, обстоятельств, недобросовестных историков... Ничего не слышали об этом? Расскажите в комментариях!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь и ставите лайки.
Желаю всем счастья и благополучия!
8888
Читайте также:
Немного о Таис Афинской, возлюбленной Александра Македонского
Хитрая Екатерина Медичи, или пара слов о "летучем эскадроне"