Приветствую вас друзья! Эсминец был третьим по счету кораблем в нашем флоте носившим это имя и, как и его предшественник в далеком 1904 году принял неравный бой с врагом, и не посрамил честь родного флага.
К началу 1930-х годов основными эскадренными миноносцами ВМФ СССР оставались "новики" - заслуженные ветераны первой мировой, они к этому времени уже существенно уступали современным эсминцам иностранных флотов.
11 июля 1933 года вышло постановление Совета Труда и Обороны "О программе военно-морского судостроения на 1933 - 1938 гг." в которой наряду с другими классами боевых кораблей предусматривалось строительство 50 эсминцев. Разработка проекта получившего обозначение "7" была поручена Центральному конструкторскому бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Работы были начаты ещё в 1932 году, благо у коллектива уже был опыт разработки при создании лидера "Ленинград", но недостатки данного проекта, а также весьма сжатые сроки проектирования, вынудили прибегнуть к помощи со стороны. И не просто со стороны, а к услугам итальянской фирмы "Ансальдо".
За прототип был выбран проект эсминцев типа "Маэстрале", комплект чертежей которого был предоставлен делегации советских конструкторов во главе с В.А. Никитиным, во время посещения Италии в 1932 году. Практический же вклад итальянской стороны выразился в разработке теоретического чертежа, а также испытаниями моделей в опытовом бассейне фирмы в Риме.
Строительство кораблей развернулось на заводах в Ленинграде и Николаеве. Николаевские заводы должны были изготовить также и 18 секций и элементов конструкции, которые затем должны были быть отправлены на Дальний Восток, для последующей сборки в г. Комсомольск-на-Амуре и во Владивостоке.
В работы по строительству новых кораблей была включена практически вся судостроительная промышленность страны. Однако и это не помогло выполнить программу в срок - к 1 января 1939 года удалось сдать флоту только 7 эсминцев из 53 запланированных изначально. Связано это было как с производственными трудностями так и существенными изменениями вносимыми в проект, которые в итоге вылились в проект 7У (улучшенный), по которому была достроена часть кораблей. (см. таблицу)
К началу же Великой Отечественной войны в составе всех флотов числилось 22 эскадренных миноносца проекта 7. Всего же по изначальному проекту было построено 29 кораблей.
В целом проект имел как сильные так и слабые стороны. К первым безусловном можно отнести сильное, хотя и не универсальное, главное артиллерийское и торпедное вооружение, надежность главных механизмов. К недостаткам - не слишком удачные обводы корпуса, не обеспечивавшие кораблям достаточной мореходности, особенно в свежую погоду. Но, пожалуй, самый серьезный недостаток - это создание корпуса из маломарганцевистой стали, которая обладала высокой хрупкостью, особенно при низких температурах. Кроме того, при проектировании конструкторы стремились максимально облегчить набор корпуса и его обшивку, что также негативно отразилось на прочности. В результате корпуса повреждались при неудачной швартовке, ударах волн и пробивались даже пулями. Ещё одним слабым местом было зенитное вооружение, недостаточное уже на начальном этапе войны. В годы войны существенного его усиления не произошло, смогли только установить два 12,7 мм спаренных пулемета Кольта-Браунинга.
Эскадренный миноносец "Стерегущий" был заложен 12 августа 1936 года на заводе № 190 им. Жданова в Ленинграде. Корпус корабля был спущен на воду 18 января 1938 года, а 30 октября 1939 года эсминец вступил в строй Балтийского флота. Он был последним эсминцем "ждановского" завода достроенным по изначальному проекту.
Через месяц после этого началась советско-финская война. Сразиться в бою с кораблями финского флота эсминцу не довелось и его служба свелась к выходу в дозоры и сопровождению транспортов.
Начало войны с фашистской Германией "Стерегущий" встретил в составе 1-го дивизиона эсминцев Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Кроме него в дивизионе находились и четыре остальных эсминца проекта 7: родоначальник серии "Гневный", "Гордый" "Сметливый" и "Грозящий". Уже в ночь на 23 июня 1941 года эсминец вместе с однотипными "Гневным", "Гордым" и крейсером "Максим Горький" вышел в море для прикрытия минных постановок в устье Финского залива. Однако отряд попал на немецкое минное поле выставленное немцами в ночь на 22 июня. В результате подрыва на минах погиб "Гневный", а крейсер получил тяжелые повреждения потеряв носовую оконечность по 47 шпангоут. "Стерегущему" вместе с "Гордым" пришлось конвоировать поврежденный крейсер сначала к о. Вормси, а затем в Таллин. Во время этого перехода корабль получил первое боевое повреждение: в параване (буксируемое устройство, защищающее корабль от контактных мин) взорвалась мина, причинившая небольшие повреждения корпусу. После недельного ремонта корабль вернулся в строй.
2 июля 1941 года "Стерегущий" вместе с эсминцем "Калинин" и тральщиком "Бугель" провели успешную минную постановку, выставив заграждение из 100 мин и 50 минных защитников. После выполнения этого задания эсминец ушёл в Ирбенский пролив, где его предполагалось задействовать в операциях на коммуникациях противника.
18 июля 1941 года воздушная разведка обнаружила крупный немецкий конвой в составе 26 транспортов в охранении 6 торпедных катеров и 2 сторожевых кораблей, вышедший из порта Вентспилс в Латвии. Попытка перехватить конвой четырьмя торпедными катерами окончилась неудачей - они попали под удар немецкой авиации, в результате которого один катер был потоплен, остальные были вынуждены отойти. Эсминцы "Сердитый" и "Грозный" после короткого поиска вернулись на базу для пополнения запасов топлива. Единственным кораблем, который мог выйти на перехват оставался "Стерегущий". В 16.45 он настиг конвой на подходах к Усть-Двинску. Эсминец открыл огонь из орудий главного калибра и практически сразу поджег два немецких транспорта. Немцы, естественно также не сидели сложа руки и советскому кораблю пришлось отражать непрерывные воздушные атаки самолетов люфтваффе прикрывавших конвой. По разным данным "Стерегущему" удалось потопить от 2 до 5 транспортов гитлеровцев (в большинстве источников указывается два транспорта, которые эсминец поджег в начале боя, хотя в сводке "Совинфомбюро" было указано пять ), после чего корабль вышел из боя избежав повреждений.
11 августа эсминец вместе с тральщиком "Крамбол" сопровождал из Таллина в Кронштадт госпитальное судно "Вячеслав Молотов" c 3168 человек на борту. Во время похода тральщих подорвался на немецкой мине и затонул. Несколько позднее на мину наскочил и сам плавучий госпиталь. Корабль остался на плаву, но от взрыва погибло 40 человек. Это произошло недалеко от острова Гогланд. Высадив часть раненных на остров, "Стерегущий" взял на буксир поврежденное судно и привел его в Кронштадт.
В сентябре эсминец перешел на Балтийский завод для ремонта, после которого включился в систему обороны Ленинграда. Артиллерия "Стерегущего" поддерживала огнем сухопутные войска сдерживавшие натиск рвавшихся к городу гитлеровцев.
21 сентября 1941 года эсминец находился на якоре у Петергофа и вел обстрел немецких позиций. В 11.05 была замечена группа вражеских самолетов, направлявшихся к Кронштадту. На корабле немедленно сыграли боевую тревогу и запустили турбины. В этот момент 16 немецких бомбардировщиков группами по четыре машины атаковали эсминец с разных сторон. Бой с воздушным врагом продлился около 10 минут, за которые "Стерегущий" получил три прямых попадания, не считая многочисленных осколков и пуль, которые привели к большим потерям среди моряков.
Самым опасным оказалось попадание в машинное отделение. Взрывом с фундаментов сорвало механизмы, перебило трубопроводы. Загорелся один из турбогенераторов, но пламя не успело распространиться по кораблю поскольку было залито хлынувшей в корпус водой. Было затоплено первое машинное и третье котельное отделения, эсминец сильно накренился на правый борт. Смертельно раненный, отбиваясь от атак "юнкерсов", на одной турбине "Стерегущий" успел дойти до отмели где перевернулся на правый борт и затонул на глубине 5,5 метра. Оставшиеся в живых советские моряки вплавь добрались до берега. Последним покинул корабль его командир - капитан 3 ранга Е.П. Збрицкий.
Позже с затонувшего корабля удалось снять вооружение и часть оборудования. Причем делать это приходилось ночью, поскольку место гибели корабля находилось в прямой видимости с занятого немцами берега и соответственно простреливалось.
Корпус корабля удалось поднять только в 1944 году, после полного снятия блокады города на Неве. 20 июля 1944 года эсминец поставили в док родного завода имени Жданова. Ремонт завершился уже после Победы.
В 1948 году окончательно восстановленный "Стерегущий" вернулся в строй флота и продолжил службу на Балтике. Как и другие пережившие войну корабли проекта он прошел модернизацию: установили отечественную РЛС, гидроаккустическую станцию, заменили на новые торпедные аппараты, сняли 76-мм зенитки и одноствольные 37-мм автоматы, заменив их спаренными В-11. 28 января 1958 года корабль был исключен из списков флота и в следующем году сдан на слом.
Источники: С.А. Балакин "Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии", С. А. Балакин "Гремящий" и другие. Эскадренные миноносцы проекта 7", П. Веселов "Вездесущий "Стерегущий"/ Журнал "Техника молодежи" №3-1988
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх , оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!