Найти тему

История казанского дворянства

Недавно была очередная юбилейная историческая дата. 21 апреля 1785 года императрица Екатерина II пожаловала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства».

Обратимся к истории дворянства нашего края

После завоевания Казанского ханства в 1552 г. начала практиковаться массовая раздача местных земель русским людям во владение. Поместья и вотчины получали также и представители татарских родов, перешедших на русскую службу с XIV в. и принимавшие крещение. Большинство русских дворян, осевших в Казанском крае, были выходцами из центральных районов России и Нижнего Новгорода. В середине XVII в. для строительства Закамской черты сюда были переселены шляхтичи из Смоленска и Полоцка.

Дворянство объединялось в сословные корпорации – «служилые города». Взамен несения государственной службы, им давалась земля, которая и обеспечивала их существование. В состав «служилого города» кроме дворян входили дети боярские, служилые мурзы, татары, новокрящены и иноземцы. К административной службе привлекались исключительно русские представители сословия, татары использовались лишь на военном поприще.

К особенностям казанского дворянства относятся как включение в него татар, так и подчиненность не Разрядному приказу, а Приказу Казанского дворца. Кроме того, правительство стремилось сохранить ясачное землевладение, поэтому размеры поместий были сравнительно небольшими, а ввиду малонаселенности, количество душ также было небольшим.

В первой половине XVIII в. все вышеуказанные категории служилого населения слились в одно сословие, называемое шляхетством, а затем дворянством. Некоторые служилые татары также вошли в его состав, но непременным условием являлось принятие православия. В последующем, указом Екатерины II от 22 февраля 1784 г. татарские князья и мурзы и их потомки получали все права российского дворянства, вне зависимости от вероисповедания. Однако они не могли иметь крепостных христиан и не вносились в дворянские книги, а писались особым списком. В 1795 г. в Казанской губернии татар, имеющих возможность воспользоваться этим указом, насчитывалось 1712 душ мужского пола. К началу XIX в. более 50 татарских родов были утверждены в дворянском звании. Но в 1800 г. казанским мурзам ограничили получение дворянства только военной службой, что ограничило их возможности вхождения в высшее сословие.

Начиная с правления Петра I и до 1762 г. российское дворянство, по сути, являлось закрепощенным сословием. Обязательное несение службы являлось обременительной повинностью, которая была отменена лишь указом Петра III. Ко второй половине XVIIIв. относится период расцвета дворянства, но тогда же начинает закрываться доступ в него для непривилегированных сословий путем повышения чина, дающего право на личное и потомственное дворянство и другими мерами. С 1785 г. к благородному сословию могли относиться только лица, записанные в губернские дворянские родословные книги, для занесения в которые требовалось предоставить документы, доказывающие дворянское происхождение и заплатить определенную сумму (в XIX в. она составляла 50 рублей).

Попытки привлечь дворянство к местному самоуправления случались и в начале XVIII в., но в то время оно было слишком занято обязательной службой. Закон 1762 г. способствовал переселению дворян в свои имения и созданию в регионах дворянских сообществ. После издания «Жалованной грамоты российскому дворянству» 1785 г. появились дворянские собрания, которые избирали часть местных чиновников. Дворяне как наиболее образованные представители общества занимали многие должности в административном аппарате губернии. Хотя казанское дворянство было малочисленным, в составе уездных судей, земских исправников и дворянских заседателей, избранных в 1818 г., доля дворян составляла 62,85%.

Источник: nik-rech.narod.ru
Источник: nik-rech.narod.ru

Хотя казанское дворянство называют провинциальным, но среди его представителей немало известных персон. К ним следует отнести уроженца Казанской губернии Г.Р. Державина, писателя С.Т. Аксакова, математика Н.И. Лобачевского. Этому немало способствовали открытие в Казани сначала гимназии, а затем университета, в которых в первой половине XIX в. учились, в основном, именно дворяне.

Дворянское землевладение в губернии было не столь развито как в соседних Пензенской, Самарской и Симбирской губерниях. Так,к 1862 г. в Казанской губернии в собственности дворян находилось 636 тысяч десятин земли, в Симбирской 1227 тысяч, а в Самарской – 2525 тысячи. В процентном соотношении ко всей земле, имеющейся в каждой из губерний это составляет 11,5%, 30,7 % и 19,4% соответственно.

После отмены крепостного права в 1861 г. большинство дворян не смогло приспособиться к новым условиям. Некоторые казанские помещики, как К.Л. Новицкий, пытались наладить капиталистическое хозяйство, организовав винокуренный и кирпичный завод, но наладить товарное производство так и не удалось. В результате, поместья стали закладываться по несколько раз и уходить с молотка. К 1905 г. помещичье землевладение в губернии сокращается почти на треть, что, впрочем, гораздо менее чем в Самарской, где количество дворянской земли за полстолетия уменьшилось в 2,5 раза.

Хотя в экономическом отношении вторая половина XIXвека являлась эпохой упадка высшего сословия, дворяне продолжали играть большую роль в жизни губернии. После реформы местного самоуправления и создания земств, ведущую роль в них стали играть именно богатые помещики. Они обладали опытом хозяйствования, пользовались авторитетом среди крестьян близлежащих сел и деревень, поэтому большинство среди председателей уездных и губернского земского собраний составляли дворяне. Иногда даже получались целые династии земских деятелей. Так сын и внук известного поэта Евгения Абрамовича Боратынского, Николай Евгеньевич и Александр Николаевич, которые активно участвовали в губернских и уездных земских собраниях и заслужили большое уважение среди коллег и простого народа. Приобретя в собраниях опыт публичных выступлений, казанские дворяне впоследствии участвовали и во всероссийской политической жизни. Так, в числе гласных Государственной думы с 1906 по 1917 гг. состояли казанцы А.Н. Боратынский, В.В. Марковников, Н.А. Мельников, А.В. Васильев.

В дальнейшем, местная дворянская корпорация шла по пути консолидации, активно участвуя в создании организации Объединенного дворянства в Москве и Петербурге. Даже после Февральской революции, когда крестьяне самовольно отбирали землю у частных владельцев, помещики губернии единым фронтом выступили против Совета крестьянских депутатов, направляя на него жалобы во все инстанции. Однако после прихода к власти большевиков дворянство как сословие прекратило свое существование.

Литература: Амерханова Э.И. «Служилый город» Казань во второй половине XVIIвека. Автореферат диссертации. Казань, 1998; Габдуллин И.Р. От служилых татар к татарскому дворянству. М., 2006; Двоеносова Г.А. Казанское дворянство1785-1917 гг. Генеалогический словарь. Казань, 2001; Двоеносова Г.А. Татарское дворянство Казанской губернии (2-я половина XVI-XVII вв.) // Эхо веков. 1997. № ½; Двоеносова Г.А. Татарское дворянство Казанской губернии (2 п. XVII-XVIII вв.) // Эхо веков. 1999. № ½; Липаков Е.В. Дворянство // Татарская энциклопедия. Т. 2; Миронова Е.В. История дворянского самоуправления Казанской губернии в 1861-1917 гг. Казань, 2013; Федосеев Р.В. Динамика дворянского землевладения в Среднем Поволжье во второй половине XIX – начале XX вв. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8.; Фролова С.А. Дворянское самоуправление в провинциальной России в конце XVIII – первой половине XIX в. (опыт Казанской губернии): проблематика, степень изученности темы // История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований. Казань, 2010