Пришла пора поговорить о дифференциации и расслоении в древних обществах, существовавших на территории нынешнего Китая в эпоху позднего неолита — ранней бронзы.
Данные археологии однозначно показывают, что когда в интервале 20 — 12 тысяч лет назад происходил переход от охоты и собирательства к выращиванию зерновых и скотоводству, он сопровождался быстрым ростом благосостояния всех членов родовой и семейной общины. Ни у кого это благосостояние не было избыточным, но у всех достаточным и равномерным. Это особенно хорошо заметно по найденным захоронениям. Все могилы примерно одинаковые, во всех положен один и тот же инвентарь, который должен был забрать с собой умерший в мир иной. Это предметы повседневного обихода: одна чаша, одна миска, одна бутыль, один горшок. Это одинаковое отношение ко всем умершим после смерти, говорит о том, что и при жизни отношение к ним было примерно одинаковым, то есть все эти люди занимали одинаковое социальное положение. Таково положение вещей в памятнике Цзянчжай культуры Яншао западной части долины Средней Хуанхэ, датируемом примерно 4000 г. до н. э. В это время начинается взрывной рост численности населения и развития цивилизации. И к 3300 году как количество самих поселений, так и численность их населения возрастает в десятки раз.
Среди большинства могил, датируемых близко к 3300 году по-прежнему нет никакой дифференциации, но появляются единичные могилы, в которых количество предметов доходит до 50-70, и среди этих предметов есть и каменные топоры, которые в означенный период были символом высокого общественного положения. Очевидно, это могилы вождей. Значит к 3300 году положение вождей становится резко отличным от остальных общинников. В этот же период среди жилых построек появляются первые претендующие на название дворцов. Обычные же люди живут в этот период в двух-трех комнатных домах, где по предположению китайских археологов жили по две-три семьи, принадлежащих к одному и тому же роду.
Наконец, все могилы становятся различными, а сами кладбища вместо некогда огромных и малочисленных, становятся маленькими, разрозненными и встречающимися в большом количестве.
Перед нами предгосударственный этап развития. Предки китайцев стоят на пороге первых государственных объединений, по своей структуре похожих на древнегреческие полисы. Это центральное поселение городского типа, обнесенное стенами из утрамбованной земли, являющееся центром ремесел, и расположенные в небольшом радиусе вокруг него сельские поселения.
Что интересно, этому периоду свойственен как стремительный рост богатства немногих, так и такое же быстрое обнищание большинства. Причем, по данным памятников можно однозначно сделать утверждение, что количество богатых постоянно убывает, а количество бедных, наоборот, стремительно прибывает. Очевидно, что само наличие такой вилки и является предпосылкой возникновения государства, а равенство же, с характерным для него доминирующим преобладанием среднего класса, ведет к первобытно-общинному строю, современным аналогом которого является коммунизм. Кстати, это делает понятным, почему первая в мире победившая коммунистическая революция произошла не в развитых индустриальных странах, как предсказывали Маркс и Энгельс, а в аграрной Российской Империи с ее традиционной сельской общиной и рабочей артелью — рудиментами общинного общественного уклада.
Но вернемся к китайцам. Кто же из прежде равных общинников быстро пошел в гору и стал знатным вождем? Вы, конечно же, можете и сами догадаться, что в культуре, центром которой было ремесленное производство, что называется вышли в люди те, кто контролировал добычу и переработку полезных ископаемых (от нефрита до металлов) и производство из них престижных изделий. Свою власть эти люди подкрепляли опорой на военную силу и ритуал. (Хотя, имеются, конечно, выраженные различия для различных культур, которые в то время занимали территорию нынешнего Китая. Но более подробно об этих культурах, их особенностях и отличиях друг от друга, мы поговорим чуть позже в отдельной статье.)
Данный период продолжался до 2000 года до н. э. Для него характерно бесчисленное количество подобных «государств» отстоящих друг от друга примерно километров на десять. Это государства маленькие, но агрессивные, армии которых не стоят подолгу без дела. Управляются они уже посредством чиновников, которые в этот период еще не имеют внутренней профессиональной специализации и занимаются всем и сразу на вверенной им правителем территории. На это стоит обратить внимание: представители бизнеса, как правило, более агрессивны, чем даже профессиональные воины, и они же, во взаимодействии с подчиненными, всегда стремятся обезличить власть, управляя через назначенных посредников, методом отдаваемых распоряжений.
На этом, пока все, скоро продолжим ;))