22 года прожили в браке князь Дмитрий Донской и дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича Евдокия. Смерть супруга стала для Евдокии страшным ударом: Евдокия готова была уйти в монастырь
Однако этого не случилось. В своей духовной грамоте Дмитрий Донской писал: «А вы, дети мои, живите заодин, а матери свое слушаите во всем». По ней же Евдокии передавалось право передела выделенных сыновьям уделов. Фактически после смерти мужа Евдокия стала во главе Московского княжества. Сыновья Евдокии должны были подчиняться матери и не выходить из её воли.
Монашество Евдокия приняла только в 1407 году – спустя 18 лет правления. Ее новым домом стал Вознесенский женский монастырь, который был основан ею же в 1386 году. Место для него было выбрано не случайно — именно здесь, у Фроловских ворот, Евдокия встречала Дмитрия после победоносного похода на Куликово поле. Так же не случайно было выбрано название будущей обители. Прощаясь с Евдокией в 1380 г., Дмитрий произнес пророческие слова: «Аще Бог по нас, то кто на ны!» Это выражение, очень часто встречающееся в памятниках древнерусской литературы, восходит к кондаку на Вознесение: «Аз есмь с вами и никто же на вы!».
Постриг Евдокия приняла под именем Евфросинии (в честь св. Евфросинии Суздальской, монахини Ризоположенского монастыря в Суздале, старшей дочери князя Михаила Черниговского). Перед этим, разрывая все связи с миром, Евдокия составила духовную грамоту. К сожалению, этот документ не дошел до нас. Последнее по времени его упоминание содержится в описях Посольского приказа 1614 и 1626 гг., в которых упоминается: «грамота духовная на харатье, ветха, на многих местех слиняло, великого князя Дмитрея Ивановича Донского княгини Евдокеи, чем благословила сына своево, великого князя Василья, а в котором году писано, то слиняло, а печать отпала и рук не знать».
«Сказание о блаженной великой княгине Евдокии» рассказывает о чудесах, произошедших в день принятия Евдокией пострига. Решив удалиться в основанный ею монастырь, она на пути туда встретила слепого нищего, который попросил дать ему прозрение. Княгиня «некоея ради потребы сверже въ руки своея на землю рукавъ срачицы своея». Слепой ощутил ее рукав, утер свои очи и прозрел. Тогда же до 30 человек получили исцеление от Евдокии во время ее шествия на пострижение. Впоследствии же у ее гроба неоднократно возгорались сами собой свечи.
Спустя пару дней монашества Евфросиния повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного, но построить соборный храм не успела. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась. Летописец так писал о ее смерти:
«Месяца иуля въ 7 день преставися великая княгини Еудокия Дмитреева Ивановича, нареченая въ мнишьском чину Еуфросиния, и положена бысть в манастыри въ церкви Възнесениа, юже сама заложи».
Преподобная Евфросиния Московская была погребена в строящемся соборе - возле южного входа в храм. Впоследствии эта церковь стала усыпальницей московских великих княгинь и цариц.
Вскоре после кончины Евфросинии начинается ее почитание. При этом оно было не общерусским, а местным — московским. Поводом для его установления стало основание обители.
Народное почитание Евфросинии в Москве никогда не прекращалось. В XVIII в. над ее могилой уже имелся иконостас. Особенно же оно возросло в XIX в. Тогда же состоялось ее прославление в лике святых. Таким образом, Евфросиния оказалась первой и, до канонизации в конце XX в. великой княгини Елизаветы Федоровны, единственной женщиной в Соборе московских святых.
В 1822 г. над останками преподобной была установлена рака, которую поновили вновь спустя полвека — в 1872 г. При этом белокаменный саркофаг оставался под полом собора.
В 1918 г., вскоре после переезда советского правительства в Москву, Вознесенский монастырь был закрыт. Дни его были сочтены. Большевикам остро не хватало помещений в Кремле для размещения разраставшегося бюрократического аппарата. Решено было снести Вознесенский и Чудов монастыри, а на их месте построить здание, в котором впоследствии долгое время размещался Президиум Верховного совета СССР. В 1929 году Вознесенский собор был взорван. Перед уничтожением собора хранитель Оружейной палаты Николай Померанцев спас захоронение преподобной Евфросинии. Организованная искусствоведом комиссия добилась возможности перед уничтожением монастыря вскрыть расположенную в нем усыпальницу и, предварительно изучив ее, перенести саркофаги русских княгинь и цариц в подклет Судной палаты Архангельского собора.
Белокаменный гроб с останками преподобной Евфросинии Померанцев обнаружил под полом Вознесенского собора в плачевном состоянии. Это древнейшее в некрополе захоронение сильно пострадало от времени. Из-за того что собор дважды перестраивался, саркофаг треснул на несколько кусков, останки преподобной были потревожены. Вынуть его из земли целиком так и не удалось, несмотря на все старания. Тем не менее, сохранившиеся его части смогли спасти от полного уничтожения. При вскрытии захоронения на останках Евфросинии кроме небольших фрагментов ткани от савана нашли обрывки кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и надписями к ним.
Находка такого пояса очень редка и демонстрирует утраченные уже к XVI в. традиции в использовании кожаных, украшенных священными изображениями атрибутов монашества.
Останки Евфросинии надолго затерялись среди других перенесенных захоронений русских княгинь и цариц. Определенное время они считались утраченными и лишь на самом исходе XX в. удалось установить местонахождение и идентифицировать их. Как говорилось выше, гроб сильно пострадал от времени, что привело к утрате некоторых костей скелета великой княгини. В 2002 году их перенесли в Архангельский собор Московского Кремля. Антрополог Д. В. Пижемский смог восстановить физический облик княгини. Она не отличалась статью. Рост ее не превышал 155 сантиметров. Серьезные болезни и прижизненные травмы, как показывает состояние скелета, обошли ее стороной. С. А. Никитиным был создан ее скульптурный портрет-реконструкция.
С уничтожением Вознесенского монастыря видимых следов почитания преподобной Евфросинии в Москве не сохранилось. Тем не менее ее никогда не забывали. В 1998 г. была зарегистрирована православная община и началась подготовка к возведению первого храма во имя Евфросинии Московской в московском районе Котловка. Место для него выбрано не случайно — в 1380 г. именно через тогдашнее село Котлы Дмитрий Донской шел на Куликово поле.
Из статьи К. Аверьянова "Евдокия Дмитриевна, великая княгиня московская", сборник научных статей "Куликовская битва в истории России".
Понравилась статья? Поделитесь ей, пожалуйста😉
Читайте также:
Герои Куликовской битвы: Владимир Храбрый
Вокруг Куликова поля: родина святой Матроны Московской
Куликовская битва в духовных стихах
Подписывайтесь на наш канал здесь.