Найти в Дзене

Жена Дмитрия Донского Евдокия. Часть 1

О жизни преподобной Евфросинии, более известной при жизни как великой княгини московской Евдокии, - супруги Дмитрия Донского, известно немного. Она являлась дочерью великого князя суздальского Дмитрия Константиновича и его жены Анны. К сожалению, неизвестно когда она появилась на свет: летописцы редко отмечали появление дочерей даже в княжеских семьях. Ничего мы не знаем и о ее детстве. Можно предположить, что оно было типичным для знатных детей той эпохи. Несомненно одно — закончилось оно достаточно быстро, поскольку в те времена девушек выдавали замуж, как правило, очень рано. Первое упоминание о ней появляется в 1366 г., когда летописец отметил женитьбу 16-летнего Дмитрия на Евдокии. Автор немногословен, в источнике всего пара строк: «Тое жъ зимы месяца генваря въ 18 женись князь велики Дмитреи Ивановичь у князя Дмитрея Костянтиновича Суздалскаго, поня дщерь его Евдокею, и бысть свадьба на Коломне». Благодаря этой записи, ученые могут хотя бы примерно узнать год ее рождения. Исхо
Оглавление

О жизни преподобной Евфросинии, более известной при жизни как великой княгини московской Евдокии, - супруги Дмитрия Донского, известно немного.

Она являлась дочерью великого князя суздальского Дмитрия Константиновича и его жены Анны. К сожалению, неизвестно когда она появилась на свет: летописцы редко отмечали появление дочерей даже в княжеских семьях. Ничего мы не знаем и о ее детстве. Можно предположить, что оно было типичным для знатных детей той эпохи. Несомненно одно — закончилось оно достаточно быстро, поскольку в те времена девушек выдавали замуж, как правило, очень рано.

Первое упоминание о ней появляется в 1366 г., когда летописец отметил женитьбу 16-летнего Дмитрия на Евдокии. Автор немногословен, в источнике всего пара строк:

«Тое жъ зимы месяца генваря въ 18 женись князь велики Дмитреи Ивановичь у князя Дмитрея Костянтиновича Суздалскаго, поня дщерь его Евдокею, и бысть свадьба на Коломне».
Свадьба Дмитрия и Евдокии. (Лицевой летописный свод XVI в.). Миниатюра. Копия. Из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле»
Свадьба Дмитрия и Евдокии. (Лицевой летописный свод XVI в.). Миниатюра. Копия. Из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Благодаря этой записи, ученые могут хотя бы примерно узнать год ее рождения. Исходя из того, что девочки в средневековой Руси выходили замуж уже в 13–15 лет, а Дмитрий родился в 1350 г., можно полагать, что она родилась двумя–тремя годами позже, то есть в 1352 или 1353 г. Вряд ли можно говорить, что брак был заключен по любви. Исследователи отмечали, что отношения между московскими и суздальскими князьями были крайне сложными — они вели ожесточенную борьбу за великокняжеский стол. В этом браке были очевидные всем расчет и надежда, что он прекратит борьбу князей за великое княжение. Однако этот союз оказался на удивление прочным и счастливым.

Из дошедшей до наших дней, составленной императрицей Екатериной II, записке «О преподобном Сергии» узнаем, что огромную роль в заключении этого союза сыграл преподобный Сергий Радонежский, ездивший уже после завершения смуты между суздальскими князьями с посольством в Нижний Новгород в конце 1365 г. К слову, и в дальнейшем самый известный из русских святых следил за семейной жизнью Евдокии. Известно о том, что он принимал участие в крещении двух ее сыновей.

За 23 года супружеской жизни с Дмитрием у нее родились восемь сыновей и четыре дочери. Лишь трое из двенадцати детей скончались в детские годы, остальных она сумела вырастить. Таким образом, можно судить, что воспитанию детей Евдокия отдавалась всем сердцем.

Куликовская битва

«Сказание о Мамаевом побоище» подробно рассказывает о том, что в августе 1380 года она, как и «многыа жены воеводскыа и боярыни московскые и служниа жены», прощалась с мужем, провожая его на Куликово поле. Множество народа собралось в Кремле. Стояли на площади и на улицах, на городских стенах и башнях. Тяжким было последнее прощание воинов со своими семьями. Жены давали своим мужьям «конечное целование» как уходящим почти на верную смерть, как уже покойникам. Все плакали, и от сильной печали никто не мог произнести ни слова. Дмитрий подошел к плачущей Евдокии и едва удержал собственные слезы, хотя сильная грусть щемила его сердце. Утешая ее, он сказал пророческие слова: «Жено, аще Бог по нас, то кто на ны!» Затем в последний раз он обнял супругу, сел на коня и отправился в путь.

Плач жен. Криворучко В. П, рисунок, 2016 г.
Плач жен. Криворучко В. П, рисунок, 2016 г.

Она осталась с детьми в Москве на попечении воеводы Федора Андреевича Свибло. Когда было получено сообщение, что великий князь со всем войском перешел через Оку, по свидетельству автора «Сказания о Мамаевом побоище», все в Москве начали скорбеть, говоря со слезами: «Почто поиде за Оку? Аще и самъ Божиею благодатию сохранен будет, но всяко от воиньства его мнози падут». Когда же Дмитрий прислал известие о приходе к нему литовских князей, стало ясно, что наступил решающий момент похода и вскоре состоится решительное сражение. По приказу митрополита Киприана все соборные церкви и обители были открыты днем и ночью и в них круглосуточно творилась сугубая молитва о Божьем милосердии к русским воинам. В эти дни Евдокия практически не покидала московских храмов. На четвертый день после битвы на Дону в Москву примчался гонец с вестью к великой княгине Евдокии и к воинским женам. Он сообщил о победе, «и сказана им, которые побиты».

25 сентября 1380 г. наступил знаменательный день встречи супругов. Евдокия встречала мужа, «честь воздающее», как ему, «такожде и прочим князем и боляром и всему воинъству». Евдокия ждала Дмитрия у Фроловских (позднее Спасских) ворот московского Кремля.

Смерть Дмитрия Донского

В среду 19 мая 1389 г. в два часа ночи скончался великий князь Дмитрий, не дожив даже до сорока лет. Это стало страшным ударом для Евдокии. В составе ряда летописей до нас дошла составленная современником событий «Повесть о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», подробно рассказывающая о жизненном пути и смерти великого князя. Значительное место в ней занимает образный и эмоциональный плач его вдовы: «По что не промолвиши ко мне? Цвете мои прекрасныи, по что рано увядаеше?.. Солнце мое, рано заходиши, месяц мои красныи, скоро погыбаеши, звезда въсточная, по что к западу грядеши?»

Евдокия Дмитриевна. Скульптурная реконструкция по черепу. Сергей Никитин. Фото:  https://ru.wikipedia.org/
Евдокия Дмитриевна. Скульптурная реконструкция по черепу. Сергей Никитин. Фото: https://ru.wikipedia.org/

По тогдашнему обычаю Евдокия после смерти мужа готова была уйти в монастырь. Однако были важные причины, удержавшие ее от этого шага. Дмитрий оставлял Московское княжество в сложной ситуации, поскольку его старшему сыну Василию было всего 17 лет.

И хотя в ту эпоху взрослели быстро, на первых порах необходимо было предостерегать первенца и его братьев от необдуманных поступков. Осознавал это и великий князь, фактически оставивший Евдокию опекуншей детей и не забывший в своей духовной грамоте лишний раз подчеркнуть авторитет жены: «А вы, дети мои, живите заодин, а матери свое слушаите во всем». Насколько высоко он ставил роль Евдокии, видно хотя бы по тому, что своей духовной грамотой она получала право передела выделенных сыновьям уделов. Вот почему Евдокия, несмотря на свое желание, медлила с посвящением себя в иноческий образ и сделала это уже незадолго до своей кончины, когда дети выросли и воспитание их было окончено.

О монашеской жизни Евдокии читайте продолжение статьи:

Преподобная Евфросиния или великая княгиня московская Евдокия. Часть 2

Из статьи К. Аверьянова "Евдокия Дмитриевна, великая княгиня московская", сборник научных статей "Куликовская битва в истории России".