Самыми известными произведениями, повествующими о Куликовской битве, являются «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». Также в поле зрения исследователей всегда попадают летописи и летописные рассказы. Долгое время под запретом для исследовательского использования в нашей стране находились так называемые духовные стихи.
Духовные стихи - жанр русского фольклора, стихотворения-песни на религиозные темы и сюжеты (в основном заимствованные из Библии и житий). Существуют разные точки зрения относительно времени создания духовных стихов. Это и X-XI века (после принятия христианства на Руси), и XV-XVII века (именно этим временем датируются первые, дошедшие до нас записи).
Среди записей народных духовных стихов есть тексты исключительно ценные своей исторической конкретностью и весьма давние по происхождению. Фактически это не что иное, как варианты древних исторических песен. В знаменитом собрании П. А. Бессонова ряд таких произведений содержит раздел «Стихи старшие былевые: местные русские». Особенно выделяется здесь своей архаичностью непосредственно связанный с Куликовской битвой духовный стих «Дмитровская суббота» (другое название - «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» ) (Бессонов П.А. "Калики перехожие". М., 1861г.).
Произведение повествует об обстоятельствах, при которых было установлено поминовение в Дмитровскую субботу павших на Куликовом поле. Он записан в середине XIX века в Москве Н.А. Толченовым. Мотивы стиха как будто подсказаны "Сказанием о Мамаевом побоище". Предположительно стих возник во второй половине XVIII — первой половине XIX века.
Дмитровская суббота — церковный день памяти умерших; в дмитровскую субботу особо поминались герои Куликова поля. День памяти получил свое имя от имени святого воина Дмитрия Солунского, память которого отмечается церковью 26 октября.
Знакомим вас с текстом этого духовного стиха.
На кануне субботы дмитровской
В соборе святом Усненскиим
Обедню пел Киприян святой,
За обедней был Димитрей князь
С благоверною княгиней Евдокиею,
Со князьями ли со боярами,
Со теми со славными воеводами.
Во время литургии князю Дмитрию Ивановичу кажется, что он как бы перенесся на место недавней Куликовской битвы:
Перед самой то было перед достойной,
Перестал Димитрей князь молиться,
Ко столбу князь прислонился,
Умом князь Димитрей изумился,
Открылись душевныя его очи,
Видит он дивное виденье:
Не горят свечи перед иконами,
Не сияют камни на златых окладах
Не слышит он пения святаго,
А видит он чистое поле,
То ли чисто поле Куликово.
Изустлано поле мертвыми телами,
Христиаными да татарами:
Христиане-то как свечки теплятся,
А татары-то как смола черна.
По полю сражения движется Богородица в сопровождении апостолов и ангелов: «отпевают они мощи православных». Богородица спрашивает апостола Петра, почему нет среди павших князя Дмитрия:
По тому ль полю Куликову
Ходит сама мать пресвятая богородица,
А за ней апостоли господии,
Архангели-ангели святыи,
Со светлыми со свещами,
Отпевают они мощи православных,
Кадит на них сама мать пресвятая богородица,
И венцы с небес на них нисходят.
Вопросила мать пресвятая богородица:
"А где же да князь Димитрей?"
Отвечает ей Петр апостол:
"А Димитрей князь в Московском граде,
Во святом Успенскиим соборе,
Да и слушает он обедню
Со своей княгиней Евдокией,
Со своими князьями-боярами,
Со теми ли со славными воеводами."
В тексте угадывается намек на сведения, сохраненные в Повести о Мамаевом побоище. Князь Дмитрий Иванович, желая участвовать в бою наравне с простыми ратниками, отдал свою дорогую «приволоку» боярину Михаилу Бренку, который остался стоять под княжеским знаменем, был, вероятно, принят татарами за великого князя и погиб. Самого же Дмитрия Ивановича воеводы отговорили от намерения лично начать сражение поединком (в ходе которого затем погиб Пересвет).
И рече мать пресвятая Богородица:
Не в своем Дмитрий князь месте.
Предводить ему лики мучеников,
А его княгине — в моем стаде.
Видение пропадает. Очнувшийся князь истолковывает его как предвестие своей кончины.
Тут явление пропало,
Свечи во храме загорелись,
На окладах камни засияли.
Образумился князь Димитрей,
Да слезно он восплакнул,
Таково слово он промолвил:
"Ах, знать, близок час моей смерти!
Скоро буду в гробе я лежати,
А моей княгине быть в черницах!"
Князь решает воздать должное воинам, павшим на Куликовом поле, увековечив их память:
А на память дивного видения
Уставил он Дмитровску суботу.
Чтобы не пропустить следующие материалы про Куликовскую битву, подписывайтесь на наш канал здесь .
Читайте также:
Сколько длилась Куликовская битва?
Мамай в летописных рассказах о Куликовской битве: бунтовщик и узурпатор