Военный флот Соединенных Штатов рождался в чудовищных муках. Попыток создать его после провозглашения декларации независимости было много, но все упиралось в деньги. Отцы-основатели были крайне скупы, когда речь заходила о флоте. И длилось это более ста лет, с небольшим перерывом на гражданскую войну. Дядьки с зеленых американских денег рассуждали весьма здраво, нормальный флот, способный противостоять британцам или французам- это очень дорого и явно не по карману молодой демократии. К тому же, пока есть французы, которые самозабвенно впряглись воевать за США, зачем платить больше?
Спящего будущего морского гиганта пытались будить берберские пираты, новая война с Англией и снова арабские вымогатели, но Америка оставалась непоколебимой, построив несколько кораблей, снова впадала в многолетнюю спячку, пока не приносили очередного жареного петуха.
Одним из самых глубоких потрясений молодой исключительной нации было образцово-показательное сжигание Вашингтона британской армией во время войны 1812-1814 годах. Тогда же американцы сами сожгли свои недостроенные корабли на верфи, чтобы не достались врагу.
Уже в 1813 году американцы, до того вместо линейного флота обходившиеся 6 суперфрегатами, осознали, что второй пожар Белого дома обойдется дороже, начали строить линкоры. Первая четверка («Индепенденс», «Франклин», «Вашингтон» и «Коламбус») получилась очень так себе. А 29 апреля 1816 года Конгресс разрешил построить аж девять 74-пушечных линкоров «Северная Каролина» («Норт Кэролайн»). Конструкцию разработал корабельный инженер Уильям Доути. Заказы на шесть кораблей в итоге 29 апреля 1816 года были размещены на разных верфях. В 1817 году первый из них был спущен на воду.
«Огайо», «Норт Кэролайн» и «Делавэр» в 1820 году достроили и они были вполне приличными кораблями. Но в 1821 году США вступили в период экономического кризиса и строительство даже заложенных кораблей заморозили.
74-пушечные линейные корабли были разработаны во Франции в середине XVIII века и оказались исключительно удачными. Первым кораблём этого типа стал Terrible (Франция, 1737), а самой большой серией таких судов стал класс Téméraire, который служил с 1782 по 1862 (всего 107 судов). В России тоже строились такие линкоры — к ним относился, например, знаменитый «Азов» (1826).
Остальных достраивали уже в 30-х по измененным проектам. Но век парусных кораблей завершался, пароходы становились все больше и многочисленнее.
Последним парусным кораблем, спущенным на воду в США , и последним, шестым, линкором этого типа стал 74-пушечный «Вермонт». Его заложили в сентябре 1818 года на Бостонской военно-морской верфи в Бостоне , штат Массачусетс. Но построить не смогли, неожиданно кончилась подготовленная морским министерством древесина. Как ни странно, на нем закончились и выделенные Конгрессом деньги. К 1825 году его все-таки удалось собрать. Но спускать на воду пока не планировали, ибо корабль устарел, ставить на баланс заведомо устаревшую рухлядь у флота резона не было.
А пришлось. Волею случая на верфи 15 сентября 1848 года случился пожар и пламя уже подбиралось к построенному кораблю. Пришлось военно-морскому секретарю Мэйсону приказать рубить канаты. Корабль сошел на воду. И опять был забыт почти на 15 лет.
Только предчувствие Гражданской войны заставило вспомнить о нем. Верфи подкинули немного денег и в апреле 1861 года на корабле снова начались работы. В 1862 году его вооружили четырьмя бомбическими пушками и двадцатью 32-фунтовками. 30 января 1862 года «Вермонт» стал, наконец, на баланс ВМФ США.
«Вермонт» USS Vermont. Бостонская военно-морская верфь. Заказан 29 апреля 1816. Заложен сентябрь 1818. Спущен на воду 15 сентября 1848. Введен в эксплуатацию 30 января 1862. Списан 19 декабря 1901. Продан 17 апреля 1902
Грузоподъемность 2,633 тонны. Длина 197 футов 1,5 дюйма (60,084 м). Ширина 53 фута 6 дюймов (16,31 м). Глубина трюма 21' 6". Экипаж 820 человек
Вооружение- двадцать 8-дюймовых артиллерийских орудий, шестьдесят четыре 32-фунтовых орудия
30 января 1862 года «Вермонт» был введен в строй в Бостоне под командованием Августа Болдуина.
Использовать его решили в качестве самоходного склада для снабжения блокирующей эскадры контр - адмирал Сэмюэла Ф. Дю Пона в Порт-Рояле (Южная Каролина). 24 февраля 1862 года пароход «Кенсингтон» вывел корабль из Бостона и на буксире повел к месту назначения. Уже вечером мини-караван попал в сильный северо-западный снежный шторм возле мыса Кейп-Код. На «Кенсингтоне» обрубили концы и «Вермонт» оказался полностью во власти стихии. За 50 часов шторма с него сорвало паруса, корпус получил повреждения, палуба была залита водой, все надстройки и мачты были снесены. В итоге его медленно уносило на восток без руля и ветрил.
К счастью, встреченная шхуна «Флай мист» (Flying Mist) приняла на борт гонца и передала на берег информацию о страдальце. Лишь 7 марта спасатели добрались до «Вермонта» и отбуксировали его к берегу. 12 апреля, после ремонта прямо на берегу, «Вермонт» своим ходом оказался на предписанном приказом месте в Порт-Ройяле.
Два следующих года он служил южноатлантической блокадной эскадре в качестве артиллерийского , госпитального , принимающего и складского корабля. 12 декабря 1863 года экипаж корабля спас команду американского судна «Алиса Провост», потерпевшего крушение при попытке войти в порт Порт-Ройял. За хорошую службу корабль получил похвалу от контр-адмирала Дю Пона.
По приказу министра военно-морского флота США Гидеона Уэллса 25 июля 1864 года «Вермонт» 2 августа 1864 года покинул Порт-Ройял, его заменил однотипный линейный корабль USS New Hampshire.
«Вермонт» был отбуксирован в Нью-Йорк для «государственной службы». На 37 лет он стал блокшивом в качестве рекрутингового (принимающего) корабля и склада на верфи New York Navy Yard в Бруклине, штат Нью-Йорк.
Только 19 декабря 1901 года «Вермонт», невоевавший участник гражданской войны, был выведен из состава флота, а через год продан на дрова в Нью-Йорке 17 апреля 1902 года.
В американском флоте имя «Вермонт» наследовал эскадренный броненосец ВВ-20 и атомная подводная лодка SSN-792.
Судьба четвертого и пятого линкоров этого типа была тоже довольно интересна. «Алабама», заложенный в 1822 году, около 40 лет простоял на стапеле, его переименовали в 1863 году в «Нью-Гемпшир». Он был оборудован как складское судно для Южноатлантической блокадной эскадры, введен в строй 13 мая 1864 года под командованием коммодора Генри К. Тэтчера.
Позже переименован в «Гранит Стэйт» (USS Granite State). Использовался он как плавучий склад, с 1876 года стал учебным кораблем для курсантов военно-морского училища в Аннаполисе. Списки флота «Гранит Стэйт» покинул только в 1921 года, когда сгорел при пожаре и затонул 23 мая на рейде реки Гудзон.
«Нью-Гемпшир» USS New Hampshire, до 28 октября 1863 года «Алабама». С 30 ноября 1904 года «Гранит Стэйт». Портсмутская военно-морская верфь. Заложен июнь 1819 г. Спущен на воду 23 апреля 1864 года. Введен в эксплуатацию 13 мая 1864 г. Сгорел 23 мая 1921 г. Затонул на буксире в июле 1922 г.
Тоннаж 2633 тонн. Длина 203,7 футов (62,1 м). Ширина 51,3 фута (15,6 м). Осадка 21 фут 6 дюймов (6,55 м). Экипаж 820 офицеров и матросов. Вооружение - 4 × 100-фунтовые пушки Паррота, 6 × 9 дюймов (229 мм) пушки Дальгрена
«Нью-Гэмпшир» покинул Портсмут (штат Нью-Гэмпшир) 15 июня и сменил однотипный корабль «Вермонт» 29 июля 1864 года в качестве корабля-склада в Порт-Рояле (Южная Каролина) и прослужил там до конца гражданской войны. Он вернулся в Норфолк (Вирджиния) 8 июня 1866 года и работал там в качестве принимающего корабля до 10 мая 1876 года.
Затем «Нью-Гэмпшир» перевели обратно в Порт-Рояль. Он возобновил службу в Норфолке в 1881 году, затем перешел в Ньюпорт (штат Род-Айленд) . Он стал флагманом недавно сформированной учебной эскадры коммодора Стивена Б. Люса.
Четыре члена экипажа «Нью-Гэмпшира» были награждены Почетной медалью за спасение утопающих во время двух инцидентах 1882 года : квартирмейстер Генри Дж. Мэннинг и корабельный типограф Джон Маккартон 4 января 1882 года, а также помощник боцмана Джеймс Ф. Салливан и помощник главного боцмана Иеремия Трой 21 апреля 1882 года.
«Нью-Гэмпшир» был отбуксирован из Ньюпорта в Нью-Лондон (штат Коннектикут), в 1891 году и работал принимающим кораблем вплоть до списания 5 июня 1892 года. В следующем году он был арендован в качестве учебного корабля для морской милиции Нью-Йорка, которая должна была подготовить почти тысячу офицеров и моряков военно-морского флота во время испано-американской войны. «Нью-Гэмпшир» был переименован в «Гранит Стэйт» 30 ноября 1904 года, чтобы освободить название «Нью-Гэмпшир» для нового броненосца «Нью-Гэмпшир» (BB-25).
«Гранит Стэйт» на реке Гудзон занимался обучением военных моряков вплоть до Первой мировой войны. Именно морская милиция предоставила американскому ВМФ подготовленные кадры для укомплектования экипажей.
Министр военно-морского флота и журналист Джозефус Дэниэлс написал в своей статье «Наш флот в войне» : «Никогда больше люди не посмеют высмеивать добровольца, резервиста, человека, который в условиях национального кризиса откладывает гражданский долг и становится солдатом или матросом». — они хорошо сражались. Они хорошо умерли. Они оставили в делах и словах историю, которая станет источником вдохновения для будущих поколений».
«Гранит Стэйт» загорелся и затонул у своего пирса на реке Гудзон 23 мая 1921 года. 19 августа ее корпус был продан на утилизацию компании Mulholland Machinery Corporation. Снятый с мели в июле 1922 года, он был взят на буксир и направился в залив Фанди. Буксирный трос разорвался во время шторма, он снова загорелся и затонул у скалы Хаф-Уэй недалеко от Манчестера ( штат Массачусетс) 26 июля.
Корабль находится на глубине 30 футов (9,1 метра) и активно используется дайверами. Сейчас корпус в основном засыпан песком, но небольшие артефакты продолжают находить.
Это место было добавлено в Национальный реестр исторических мест 29 октября 1976 года под номером 76000261.
Еще один корабль, «Пенсильвания», перестроили в суперлинкор, 136 пушечник. Достраивали его уже после кризиса 1821 года, готов он был в 1837 году. Проект переработали. Теперь он стал трехпалубным, имел на вооружении 4 бомбические пушки калибром 8 дюймов (203 мм) и 32 пушки калибром 32 фунта на гон-деке, мидель-деке и опер-деке; 4 бомбические пушки калибром 8 дюймов (203 мм) и 30 пушек калибром 32 фунта на мидель-деке; 4 бомбические пушки калибром 8 дюймов (203 мм) и 28 пушек калибром 32 фунта на опер-деке.
Перегруженный корабль так и не рискнули выпустить в море. Уже в 1842 году, даже не укомплектовав полностью артиллерию, его списали. Служил он плавучим складом в Норфолке. В 1861 году его сожгли, опасаясь захвата конфедератами. Попытки южан поднять его и перестроить в броненосец успеха не имели.
По теме парусного флота (в том числе американского), как всегда, рекомендую:
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам