Найти тему
Морская коллекция

Кузницы кадров для "Нового флота". Последние парусные линкоры Америки. «Вермонт»

Оглавление

Военный флот Соединенных Штатов рождался в чудовищных муках. Попыток создать его после провозглашения декларации независимости было много, но все упиралось в деньги. Отцы-основатели были крайне скупы, когда речь заходила о флоте. И длилось это более ста лет, с небольшим перерывом на гражданскую войну. Дядьки с зеленых американских денег рассуждали весьма здраво, нормальный флот, способный противостоять британцам или французам- это очень дорого и явно не по карману молодой демократии. К тому же, пока есть французы, которые самозабвенно впряглись воевать за США, зачем платить больше?

Спящего будущего морского гиганта пытались будить берберские пираты, новая война с Англией и снова арабские вымогатели, но Америка оставалась непоколебимой, построив несколько кораблей, снова впадала в многолетнюю спячку, пока не приносили очередного жареного петуха.

Одним из самых глубоких потрясений молодой исключительной нации было образцово-показательное сжигание Вашингтона британской армией во время войны 1812-1814 годах. Тогда же американцы сами сожгли свои недостроенные корабли на верфи, чтобы не достались врагу.

Уже в 1813 году американцы, до того вместо линейного флота обходившиеся 6 суперфрегатами, осознали, что второй пожар Белого дома обойдется дороже, начали строить линкоры. Первая четверка («Индепенденс», «Франклин», «Вашингтон» и «Коламбус») получилась очень так себе. А 29 апреля 1816 года Конгресс разрешил построить аж девять 74-пушечных линкоров «Северная Каролина» («Норт Кэролайн»). Конструкцию разработал корабельный инженер Уильям Доути. Заказы на шесть кораблей в итоге 29 апреля 1816 года были размещены на разных верфях. В 1817 году первый из них был спущен на воду.

«Огайо», «Норт Кэролайн» и «Делавэр» в 1820 году достроили и они были вполне приличными кораблями. Но в 1821 году США вступили в период экономического кризиса и строительство даже заложенных кораблей заморозили.

74-пушечные линейные корабли были разработаны во Франции в середине XVIII века и оказались исключительно удачными. Первым кораблём этого типа стал Terrible (Франция, 1737), а самой большой серией таких судов стал класс Téméraire, который служил с 1782 по 1862 (всего 107 судов). В России тоже строились такие линкоры — к ним относился, например, знаменитый «Азов» (1826).

Остальных достраивали уже в 30-х по измененным проектам. Но век парусных кораблей завершался, пароходы становились все больше и многочисленнее.

Последним парусным кораблем, спущенным на воду в США , и последним, шестым, линкором этого типа стал 74-пушечный «Вермонт». Его заложили в сентябре 1818 года на Бостонской военно-морской верфи в Бостоне , штат Массачусетс. Но построить не смогли, неожиданно кончилась подготовленная морским министерством древесина. Как ни странно, на нем закончились и выделенные Конгрессом деньги. К 1825 году его все-таки удалось собрать. Но спускать на воду пока не планировали, ибо корабль устарел, ставить на баланс заведомо устаревшую рухлядь у флота резона не было.

А пришлось. Волею случая на верфи 15 сентября 1848 года случился пожар и пламя уже подбиралось к построенному кораблю. Пришлось военно-морскому секретарю Мэйсону приказать рубить канаты. Корабль сошел на воду. И опять был забыт почти на 15 лет.

Только предчувствие Гражданской войны заставило вспомнить о нем. Верфи подкинули немного денег и в апреле 1861 года на корабле снова начались работы. В 1862 году его вооружили четырьмя бомбическими пушками и двадцатью 32-фунтовками. 30 января 1862 года «Вермонт» стал, наконец, на баланс ВМФ США.

Модель Вермонта,  в Музее военно-морского флота США. Как 74-пушечный линейный корабль "Вермонт".
Модель Вермонта, в Музее военно-морского флота США. Как 74-пушечный линейный корабль "Вермонт".

«Вермонт» USS Vermont. Бостонская военно-морская верфь. Заказан 29 апреля 1816. Заложен сентябрь 1818. Спущен на воду 15 сентября 1848. Введен в эксплуатацию 30 января 1862. Списан 19 декабря 1901. Продан 17 апреля 1902

Грузоподъемность 2,633 тонны. Длина 197 футов 1,5 дюйма (60,084 м). Ширина 53 фута 6 дюймов (16,31 м). Глубина трюма 21' 6". Экипаж 820 человек
Вооружение- двадцать 8-дюймовых артиллерийских орудий, шестьдесят четыре 32-фунтовых орудия
USS Vermont (слева) и USS New Orleans (справа)
USS Vermont (слева) и USS New Orleans (справа)
Крейсер "Цинциннати" с правой стороны блокшив "Вермонт". 1901 г.
Крейсер "Цинциннати" с правой стороны блокшив "Вермонт". 1901 г.

30 января 1862 года «Вермонт» был введен в строй в Бостоне под командованием Августа Болдуина.

Использовать его решили в качестве самоходного склада для снабжения блокирующей эскадры контр - адмирал Сэмюэла Ф. Дю Пона в Порт-Рояле (Южная Каролина). 24 февраля 1862 года пароход «Кенсингтон» вывел корабль из Бостона и на буксире повел к месту назначения. Уже вечером мини-караван попал в сильный северо-западный снежный шторм возле мыса Кейп-Код. На «Кенсингтоне» обрубили концы и «Вермонт» оказался полностью во власти стихии. За 50 часов шторма с него сорвало паруса, корпус получил повреждения, палуба была залита водой, все надстройки и мачты были снесены. В итоге его медленно уносило на восток без руля и ветрил.

К счастью, встреченная шхуна «Флай мист» (Flying Mist) приняла на борт гонца и передала на берег информацию о страдальце. Лишь 7 марта спасатели добрались до «Вермонта» и отбуксировали его к берегу. 12 апреля, после ремонта прямо на берегу, «Вермонт» своим ходом оказался на предписанном приказом месте в Порт-Ройяле.

Два следующих года он служил южноатлантической блокадной эскадре в качестве артиллерийского , госпитального , принимающего и складского корабля. 12 декабря 1863 года экипаж корабля спас команду американского судна «Алиса Провост», потерпевшего крушение при попытке войти в порт Порт-Ройял. За хорошую службу корабль получил похвалу от контр-адмирала Дю Пона.

По приказу министра военно-морского флота США Гидеона Уэллса 25 июля 1864 года «Вермонт» 2 августа 1864 года покинул Порт-Ройял, его заменил однотипный линейный корабль USS New Hampshire.

«Вермонт» был отбуксирован в Нью-Йорк для «государственной службы». На 37 лет он стал блокшивом в качестве рекрутингового (принимающего) корабля и склада на верфи New York Navy Yard в Бруклине, штат Нью-Йорк.

Только 19 декабря 1901 года «Вермонт», невоевавший участник гражданской войны, был выведен из состава флота, а через год продан на дрова в Нью-Йорке 17 апреля 1902 года.

В американском флоте имя «Вермонт» наследовал эскадренный броненосец ВВ-20 и атомная подводная лодка SSN-792.

"Вермонт" после Гражданской войны
"Вермонт" после Гражданской войны
Блокшив "Вермонт" в качестве рекрутингового судна в 1898 г.
Блокшив "Вермонт" в качестве рекрутингового судна в 1898 г.
Вермонт на Бруклинской военно-морской верфи в 1898 году
Вермонт на Бруклинской военно-морской верфи в 1898 году
-8
Добавьте описание
Добавьте описание
Курсанты на плацу перед блокшивом "Вермонт".
Курсанты на плацу перед блокшивом "Вермонт".
Новобранцы на палубе блокшива "Вермонт".
Новобранцы на палубе блокшива "Вермонт".
Очередь на медкомиссию
Очередь на медкомиссию
Рекрутинговая  комиссия.
Рекрутинговая комиссия.
Рекрутинговая комиссия
Рекрутинговая комиссия
Офицерская столовая.
Офицерская столовая.
Матросская столовая.
Матросская столовая.
Корабельная церковь  блокшива "Вермонт".
Корабельная церковь блокшива "Вермонт".
Церковная служба на блокшиве "Вермонт".
Церковная служба на блокшиве "Вермонт".
Построение курсантов
Построение курсантов
-20
-21
-22
Капитан Джозеф Н. Миллер
Капитан Джозеф Н. Миллер

Судьба четвертого и пятого линкоров этого типа была тоже довольно интересна. «Алабама», заложенный в 1822 году, около 40 лет простоял на стапеле, его переименовали в 1863 году в «Нью-Гемпшир». Он был оборудован как складское судно для Южноатлантической блокадной эскадры, введен в строй 13 мая 1864 года под командованием коммодора Генри К. Тэтчера.

Позже переименован в «Гранит Стэйт» (USS Granite State). Использовался он как плавучий склад, с 1876 года стал учебным кораблем для курсантов военно-морского училища в Аннаполисе. Списки флота «Гранит Стэйт» покинул только в 1921 года, когда сгорел при пожаре и затонул 23 мая на рейде реки Гудзон.

«Нью-Гемпшир» USS New Hampshire, до 28 октября 1863 года «Алабама». С 30 ноября 1904 года «Гранит Стэйт». Портсмутская военно-морская верфь. Заложен июнь 1819 г. Спущен на воду 23 апреля 1864 года. Введен в эксплуатацию 13 мая 1864 г. Сгорел 23 мая 1921 г. Затонул на буксире в июле 1922 г.

Тоннаж 2633 тонн. Длина 203,7 футов (62,1 м). Ширина 51,3 фута (15,6 м). Осадка 21 фут 6 дюймов (6,55 м). Экипаж 820 офицеров и матросов. Вооружение - 4 × 100-фунтовые пушки Паррота, 6 × 9 дюймов (229 мм) пушки Дальгрена

«Нью-Гэмпшир» покинул Портсмут (штат Нью-Гэмпшир) 15 июня и сменил однотипный корабль «Вермонт» 29 июля 1864 года в качестве корабля-склада в Порт-Рояле (Южная Каролина) и прослужил там до конца гражданской войны. Он вернулся в Норфолк (Вирджиния) 8 июня 1866 года и работал там в качестве принимающего корабля до 10 мая 1876 года.

Затем «Нью-Гэмпшир» перевели обратно в Порт-Рояль. Он возобновил службу в Норфолке в 1881 году, затем перешел в Ньюпорт (штат Род-Айленд) . Он стал флагманом недавно сформированной учебной эскадры коммодора Стивена Б. Люса.

Четыре члена экипажа «Нью-Гэмпшира» были награждены Почетной медалью за спасение утопающих во время двух инцидентах 1882 года : квартирмейстер Генри Дж. Мэннинг и корабельный типограф Джон Маккартон 4 января 1882 года, а также помощник боцмана Джеймс Ф. Салливан и помощник главного боцмана Иеремия Трой 21 апреля 1882 года.

«Нью-Гэмпшир» был отбуксирован из Ньюпорта в Нью-Лондон (штат Коннектикут), в 1891 году и работал принимающим кораблем вплоть до списания 5 июня 1892 года. В следующем году он был арендован в качестве учебного корабля для морской милиции Нью-Йорка, которая должна была подготовить почти тысячу офицеров и моряков военно-морского флота во время испано-американской войны. «Нью-Гэмпшир» был переименован в «Гранит Стэйт» 30 ноября 1904 года, чтобы освободить название «Нью-Гэмпшир» для нового броненосца «Нью-Гэмпшир» (BB-25).

«Гранит Стэйт» на реке Гудзон занимался обучением военных моряков вплоть до Первой мировой войны. Именно морская милиция предоставила американскому ВМФ подготовленные кадры для укомплектования экипажей.

Министр военно-морского флота и журналист Джозефус Дэниэлс написал в своей статье «Наш флот в войне» : «Никогда больше люди не посмеют высмеивать добровольца, резервиста, человека, который в условиях национального кризиса откладывает гражданский долг и становится солдатом или матросом». — они хорошо сражались. Они хорошо умерли. Они оставили в делах и словах историю, которая станет источником вдохновения для будущих поколений».

«Гранит Стэйт» загорелся и затонул у своего пирса на реке Гудзон 23 мая 1921 года. 19 августа ее корпус был продан на утилизацию компании Mulholland Machinery Corporation. Снятый с мели в июле 1922 года, он был взят на буксир и направился в залив Фанди. Буксирный трос разорвался во время шторма, он снова загорелся и затонул у скалы Хаф-Уэй недалеко от Манчестера ( штат Массачусетс) 26 июля.

Корабль находится на глубине 30 футов (9,1 метра) и активно используется дайверами. Сейчас корпус в основном засыпан песком, но небольшие артефакты продолжают находить.

Это место было добавлено в Национальный реестр исторических мест 29 октября 1976 года под номером 76000261.

Военный корабль США «Нью-Гэмпшир»
Военный корабль США «Нью-Гэмпшир»
Военный корабль США «Нью-Гэмпшир» между 1890 и 1901 годами.
Военный корабль США «Нью-Гэмпшир» между 1890 и 1901 годами.
«Пенсильвания»
«Пенсильвания»

Еще один корабль, «Пенсильвания», перестроили в суперлинкор, 136 пушечник. Достраивали его уже после кризиса 1821 года, готов он был в 1837 году. Проект переработали. Теперь он стал трехпалубным, имел на вооружении 4 бомбические пушки калибром 8 дюймов (203 мм) и 32 пушки калибром 32 фунта на гон-деке, мидель-деке и опер-деке; 4 бомбические пушки калибром 8 дюймов (203 мм) и 30 пушек калибром 32 фунта на мидель-деке; 4 бомбические пушки калибром 8 дюймов (203 мм) и 28 пушек калибром 32 фунта на опер-деке.

Перегруженный корабль так и не рискнули выпустить в море. Уже в 1842 году, даже не укомплектовав полностью артиллерию, его списали. Служил он плавучим складом в Норфолке. В 1861 году его сожгли, опасаясь захвата конфедератами. Попытки южан поднять его и перестроить в броненосец успеха не имели.

По теме парусного флота (в том числе американского), как всегда, рекомендую:

George Rooke

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам