Режиссёр Леонид Александрович Квинихидзе в 1974 году переживал сложные дни. Его фильм "Крах инженера Гарина" получил огромное количество негативных отзывов. Фильм даже называли "Крах режиссёра Квинихидзе".
Нужно было срочно снять что-то весёлое и лёгкое, чтобы отдохнуть от работы над такой сложной лентой и поднять себе настроение.
Для этой цели был выбран французский водевиль 1851 года "Соломенная шляпка". Его написали Эжен Лабиш и Марк-Мишель. К водевилю добавили стихи Булата Окуджавы, музыку Исаака Шварца, и...
Закружилась эта красивая, искрящаяся словно брызги шампанского, история.
Леонидас Фадинар
Режиссёр решил оставить свою команду с "Краха инженера Гарина" и предложил важные роли Олегу Борисову и Нонне Терентьевой.
Борисов был готов играть поиздержавшегося ловеласа, который женится на невинной девушке с огромным приданым, но внезапно ему понадобилось серьезное лечение.
Это был провал! Картина уже была запущена в работу! Нужно было срочно найти талантливого актёра на главную роль, и Квинихидзе вспомнил про своего друга детства Андрея Миронова.
Миронов согласился сразу! И мы, зрители, получили великолепного актёра, который блестяще справился с музыкальной частью своей роли.
Мы видим, как хорошо Миронов держится в седле, когда поёт свою знаменитую песню про подружек. То, что Андрей Александрович очень неуверенно ездит верхом стало ясно уже в процессе работы над фильмом.
Квинихидзе предложил посадить на лошадь дублёра, но гордый актёр сказал, что справится, сам сядет и поедет.
Действительно, уже через пару дублей, он держался, как настоящий наездник, только потом пару дней ходил буквально как утка, с непривычки сильно заболели мышцы.
На этот фильм, помимо Андрея Миронова, режиссер собрал целое созвездие талантливых актёров того времени!
Обида Гурченко
Людмила Марковна не прошла пробы на роль Зои Монроз в "Крахе инженера Гарина".
Непонятно, как это произошло, Нонна Терентьева в роли Зои — это была ошибка! Она не смогла воплотить нужный образ из книги. Вместо "волчицы" получили "куклу", хлопающую длинными ресницами.
Квинихидзе видимо не понял, что Нонна не справилась с ролью Зои и хотел взять актрису ещё и на роль Хозяйки шляпного салона Клары Бокардон.
Ну разве бы Терентьева смогла так исполнить песню про Корнета?! Конечно же нет!
Хорошо, что режиссёр передумал! Гурченко прелестна и явно на своём месте, хотя некоторое время Людмила Марковна и Квинихидзе были довольно холодны друг с другом на площадке, но потом помирились.
Блистательная и неподражаемая Алиса Фрейндлих воплотила в этом водевиле беззаботную аристократку, баронессу де Шампиньи.
При работе в кадре она опекала тогда совсем неопытного Михаила Боярского, скрывала его за своим веером и давала ценные советы по работе актёра над ролью.
Не по сценарию
Работа над фильмом велась в тёплой и очень дружелюбной обстановке. Актёры часто шутили друг над другом и вставляли очень смелые импровизации, совсем не по сценарию.
Михаил Козаков неожиданно представил свой образ виконта де Розальба. Он показал его франтом и щеголем, но явно не традиционной ориентации.
Все очень боялись за смешную сцену, где виконт в парике и с лорнетом рассказывает Фадинару про лужок и коровок.
«Представьте себе: лужок, пасутся коровки, коровки… бычок. Бык. И все сгребают сено, сгребают. И такой молоденький-молоденький пастушок».
Андрей Миронов был уверен, что сцену просто вырежут, а то и удалят всю роль Козакова, но цензоры пропустили этот образ во всей его красе.
Изначально роль виконта де Розальба была написана, как неприметная и очень маленькая, однако Козаков не согласился и сделал своего героя довольно яркой личностью.
Веселее, господа!
Андрей Миронов не выдержал рассказа про лужок, коровок и пастушка, расхохотался! Несколько метров пленки попало в мусорное ведро...
За эту импровизацию, Миронов решил так же подшутить над Михаилом Козаковым.
В один из серьезных моментов, он показал партнёру по кадру полный рот "золотых" зубов! Для этого он тщательно потрудился с фольгой от шоколадки.
Козаков расхохотался, и ещё несколько десятков метров пленки "улетели" в "мусорку".
Прекрасна сцена, где трое дерутся на шпагах, Казаков явно заигрывал с противником: "Милашка! Я проткну твоё пузико!" Миронов в тон ему ответил, продолжая реплику: "Пастушок!"
В момент сражения актёры так увлеклись, что Казаков лишился своего парика. Все застыли, но режиссёр сквозь зубы велел продолжать работу.
Сцену спас сам Михаил Казаков. Слова его были полны гордости и достоинства.
"А что, не вижу ничего смешного! Парик — это очень современно!"
Тогда Миронов перехватил импровизацию и поцеловал Алису Фрейндлих в шею, после чего выдал известную фразу: "Рекомендую!"
Все снова оцепенели, а затем всю съёмочную площадку сотряс дружный хохот.
Невеста должна быть миловидной!
На роль невинной девушки, невесты ловеласа Фадинара, пробовали Екатерину Васильеву. Худсовет не одобрил кандидатуру, сказав, что невесту видят более очаровательной и миловидной.
Марина Старых до этого в кино ещё не снималась и чувствовала себя очень неуверенно среди знаменитых актёров.
Именно такая девушка и нужна была для роли молодой невесты.
Екатерина Васильева не осталась без роли, её героиня "заварила" всю кашу с соломенной шляпкой. Она сыграла неверную жену.
А в роли фонарщика режиссер решил снять её гражданского мужа Михаила Рощина.
Зять мой, я расторгаю всё!
Эту фразу постоянно произносил новоиспеченный тесть Леонидаса Фадинара. Он не расставался с миртовым деревом и постоянно везде лез! Владислав Стржельчик очень органичен в этой роли.
Как и Зиновий Гердт в виде курьера мадам Клары.
При работе над фильмом никто и не предполагал, что он останется в сердце зрителя на долгие годы.
И хотя Миронов и Гурченко из-за своих легкомысленных ролей в этом водевиле лишились возможности сыграть в фильме "Ирония судьбы или с лёгким паром", они всё равно показались там ненадолго — когда Ипполит включает телевизор, там танцуют Фадинар и мадам Клара...
Знаете все песни наизусть? Сколько раз смотрели фильм? :)
Благодарю за лайк и подписку :)