Правление Елизаветы I в Англии, как авторитарного монарха, представляет исторический интерес на протяжении уже более, чем 500 лет, потому что оно стало основой величия Англии и заложило основы британского превосходства в Европе, которое достигнет своего пика в XVIII и XIX веках. Но главная героиня этого золотого века, известного нам под названием «елизаветинская эпоха», предстаёт перед нами не менее уникальной личной жизнью, полной загадок, драматических моментов, опасностей и экстравагантностей. Елизавета I, обладательница железного характера и множества талантов, чувствовала почти патологическое отвращение к браку и хотела, чтобы ее запомнили, как «Королеву-девственницу», хотя из многих ее достоинств девственность была единственной, которая вызывала сомнения.
Разорвав брак с первой из своих шести жен, набожной испанской католичкой Екатериной Арагонской, в 1533 году король Англии Генрих VIII женился на своей любовнице-амбициозной Анне Болейн, которая на тот момент уже была беременна. Рождение долгожданного принца должно было решить проблему, возникшую из-за отсутствия наследника мужского пола у монарха, которому Екатерина Арагонская подарила только одну дочь, Марию. Со временем она будет править как Мария I.
Предстоящее и долгожданное рождение принца наполняло радостью все сердца, и, в первую очередь, сердце короля. Мальчика, как и отца, планировали назвать Генрихом. 7 сентября 1533 года Анна Болейн родила девочку, будущую английскую королеву Елизавету I. Новый брак вновь не принес династии Тюдоров наследника.
Монарх пережил страшное разочарование. Факт рождения дочери значительно ослабил положение королевы при дворе, тем более, что разочарованный отец в надежде получить сына был вынужден окончательно порвать с Римом и объявить независимость англиканской церкви. Всему этому он подверг страну ради призрачной надежды получить принца, который так и не был рожден. Когда два года спустя Анна Болейн родила мертвого мальчика, ее судьба была предрешена: ее обвинили в супружеской неверности, предали суду и обезглавили в возрасте двадцати девяти лет. Ее дочь Елизавета была объявлена незаконнорожденной и осталась в той же ситуации, что и ее сводная сестра Мария, дочь первого брака Генриха VIII с Екатериной Арагонской которая была на семнадцать лет старше ее. Обе они были лишены титулов и законных наследственных прав на престол Англии.
Анну Болейн сменила кроткая Джейн Сеймур, единственная жена Генриха VIII, подарившая ему наследника мужского пола, будущего короля Эдуарда VI. Со смертью Джейн Сеймур супругой короля стала Анна Клевская, которую сменила молодая и легкомысленная Екатерина Говард. Наконец, последней женой короля стала Екатерина Парр. В 1543 году по просьбе Екатерины Парр обеим принцессам были возвращены права на корону, а сами они были возвращены ко двору. Они встали в очередь престолонаследия за своим братом Эдуардом.
Елизавете было десять лет, когда она вернулась в Гринвич, где находился двор. Она была яркой девушкой, энергичной и рыжеволосой, как все Тюдоры, и стройной, как Анна Болейн. При дворе при помощи наставников, несомненно близких к протестантизму, она получила прекрасное образование, которое привело его к прочному гуманистическому мировоззрению. Она читала по-гречески и латыни и в совершенстве говорила на основных европейских языках того времени: французском, итальянском и испанском. Екатерина Парр была для нее матерью до самой смерти Генриха VIII. По её настоянию Генрих до своей кончины официально установил порядок наследования: сначала Эдуард, его наследник по мужской линии, позже Мария, дочь Екатерины Арагонской и, наконец Елизавета, дочь его второй жены.
После кончины короля Екатерина Парр как могла ускорила похороны, и через пятнадцать дней она вышла замуж за Томаса Сеймура, брата покойной королевы Джейн Сеймур, от любви к которому она отказалась несколькими годами ранее ради брака с королем. Эта поспешная свадьба с Сеймуром, известным соблазнителем, была первой и единственной глупостью, совершенной сдержанной Екатериной Парр за всю ее жизнь.
Томас Сеймур мечтал стать королем и подробно изучил все свои возможности занять трон. Для него Екатерина Парр была не более чем ступенькой к трону. Тот факт, что Эдуард VI был болезненным ребёнком и его следующая наследница-Мария Тюдор так же обладала хрупким здоровьем он намеревался соблазнить юную Елизавету, чья энергия давала надежду на долгую жизнь и чья голова, казалось, была создана для ношения короны. Сладкие слова, поцелуи и явно не отцовские ласки не заставили долго ждать. Елизавета влюбилась. Однажды Екатерина Парр застала мужа и падчерицу обнимающимися.
Принцессу отправили из дома Сеймура в Хатфилд, на севере Лондона. Вскоре слухи начали передаваться из уст в уста среди придворных.
Екатерина Парр умерла в сентябре 1548 года в результате родовой горяски, и англичане начали задаваться вопросом, не «помогли» ли ей отправиться в другой мир ее неверный муж, которого вскоре обвинили в «поддержании отношений с принцессой Елизаветой» и в «заговоре с целью жениться на принцессе, поскольку, как сестра Его Величества Эдуарда, она имела возможность наследовать его трон ". После судебного разбирательства Сеймур был обвинён в измене и заключен в мрачном лондонском Тауэре, что стало стало лишь краткой отсрочкой перед эшафотом. Пятнадцатилетняя принцесса, впавшая в немилость и не собирающаяся идти по стопам амбициозного Сеймура, с необычайной энергией защищалась от клеветы, обвинявшей ее в том, что она носит в утробе ребенка Сеймура. Она продемонстрировала королевскую гордость и ум. Елизавета интеллектуально намного превосходила свой возраст, она вышла из скандала невредимой. 20 марта 1549 года палач отрубил голову Томаса Сеймура. Услышав это, не по годам развитая Елизавета ограничилась тем, что холодно сказала: «Умер человек большой изобретательности и нерациональности».
Впервые она продемонстрировала качество, которое будущая королева сохраняла на протяжении всей своей жизни: исключительный талант справляться со сложившимися обстоятельствами и выходить из самых сложных ситуаций. Хотя ее неприязнь к браку, возможно, проистекает из трагического эпизода с Сеймуром, Елизавета также научилась на этом примере искусству быстрой контратаки и невероятных выдержки и скрытности, которые необходимы для того, чтобы пережить те неспокойные дни.
Когда Эдуард умер в 1553 году, Елизавета поддержала Марию I в борьбе за престол против Джейн Грей, провозглашенной королевой 10 июля 1553 года. Вскоре после ее ареста и приговора к смертной казни в процессе заговора Томаса Уайетта (движение, направленное на предотвращение брака Марии I с ее племянником Филиппом (будущим Филиппом II Испанским), чтобы избежать предсказуемого ультракатолического направления развития страны). Во время расследования этого дела Елизавета была заключена в тюрьму на несколько месяцев в лондонском Тауэре, поскольку ее склонность к протестантской доктрине вызвала подозрения в глазах сводной сестры, несмотря на поддержку, которую оказала ей Елизавета при восшествии на престол.
Правление Марии I в Англии было неудачным. Из-за преследований протестантов она получила известность как Мария Кровавая и ее союз с Испанией возмутил англичан, главным образом потому, что он привел к катастрофической войне против Франции, в которой Англия потеряла Кале. Экономическое развитие страны было весьма неблагоприятным. В 1558 году Мария умерла, не оставив потомков, и, согласно завещанию Генриха VIII, Елизавета наследовала ей трон. Католическая партия вновь привела аргументы в пользу незаконности наследницы и поддержала претензии ее двоюродной сестры Марии Стюарт шотландской. Однако ошибки предыдущего правления и хорошо известное безразличие Елизаветы к религиозным спорам привели к тому, что в конечном итоге она была добровольно принята как протестантами, так и большинством католиков. Ее молодой, красивый и здоровый вид также повлиял на ее принятие, которое резко контрастировало с ее братом и сестрой.
Елизаветинская эпоха.
Дочь и сестра королей, привыкшая противостоять невзгодам и сторониться заговоров, Елизавета I заняла трон в возрасте двадцати пяти лет.
Она была королевой Англии и собиралась быть бескомпромиссной во всем, что касалось прав на корону, но она продолжала быть осторожной, расчетливой и терпимой во всем остальном, имея единственную цель - защитить свои интересы и интересы общества страны в которой она жила. В полном религиозном, интеллектуальном и экономическом хаосе она испытывала обостренные националистические чувства. Одним из первых ее правительственных актов было назначение сэра Уильяма Сесила, человека из дворянства, разделявшего благоразумие и терпимость королевы, первым государственным секретарем. Сесил сохранял полное доверие Елизаветы I в течение сорока лет. Когда он умер, его должность советника занял его сын.
В религиозной сфере Елизавета I восстановила англиканство и поместила его посередине между протестантской Реформацией и католической традицией. В политической сфере наиболее серьезная угроза исходила из Шотландии, где Мария I Стюарт, католичка и франкофил, провозгласила свои права на престол Англии. В 1560 году шотландские кальвинисты обратились за помощью к Елизавете, которая увидела возможность ослабить своего противника, а в 1568 году, когда шотландской королеве пришлось укрыться в Англии, Елизавета заключила ее в заточение в замок. С другой стороны, Елизавета I косвенно помогала протестантам Франции и Нидерландов, в то время как английские моряки и купцы узнали об атлантических возможностях и столкнулись с испанской монополией в Америке.
Столкновение между Англией и Испанией таким образом было неизбежным. В то время как Филипп II в Испании воздавал хвалы своему послу в Лондоне и самой Марии Стюард, последняя утверждала, что в Англии существуют все условия для восстания католиков и передачи английского трона Марии Стюард.
Королева Елизавета и ее советник Уильям Сесил, поддерживали каперство против испанских интересов, способствовали созданию современного военно-морского флота и пыталась отсрочить конфронтацию между двумя королевствами. Будучи центром нескольких неудавшихся заговоров, в 1587 году Мария Стюард была приговорена к смертной казни и обезглавлена. Филипп II, потеряв козырную карту для замены Елизаветы на Марию Стюард, скрупулезно подготовил и объявил о вторжении в Англию.
В 1588 году Фрэнсис Дрейк атаковал побережье Галисии. Чтобы избежать скопления кораблей, 130 боевых кораблей и более 30 сопровождающих лодок, укомплектованных 8000 моряков и почти 20 000 солдат, вышли в море. Это была Непобедимая армада, которая позже, согласно планам, в составе 100 000 человек, которыми располагал Александр Фарнезе во Фландрии, должны были оказаться поддержку Испанским войскам. Испанцы подняли бой до абордажа и высадки. Англичане, с другой стороны, вели бой с моря. 200 английских кораблей, более легких и маневренных, обслуживали 12 000 моряков, а дальность стрельбы у них была больше, чем у испанских. Все это в сочетании с маневренностью привело к победе англичан и катастрофе испанцев.
Королева Елизавета I, которая лично выступала с речами перед своими войсками, была олицетворением английского триумфа и увеличивала и без того высокую степень взаимопонимания, которую королева уже имела со своим народом. После этого кульминационного момента 1588 года последние годы правления Елизаветы I кажутся довольно серыми. В них выделяется только забота королевы о наведении порядка в английских финансах, ирландское восстание, вскоре подавленное и рост протестантского радикализма.
Хотя одной из констант Англии во времена Елизаветы I были династические конфликты, королева так и не вышла замуж. Об этом факте было разработано множество теорий, от тех, которые приписывают ей физические уродства, до тех, которые ищут психологических объяснений, полученных детских травм. В любом случае Елизавета I провела несколько брачных переговоров, в каждом из которых она разыграла дипломатическую карту до конца, чтобы получить преимущества для своей страны. С другой стороны, у нее было множество фаворитов, от ее великого оруженосца лорда Роберта Дадли до Роберта Деверо, графа Эссекса, который был на двадцать лет моложе ее и заплатил своей жизнью за попытку смешать политическое влияние с любовными связями, чего Елизавета I никогда не позволяла мужчинам, которым она оказывала свою благосклонность.
Гуманистическое воспитание Елизавеиы I привело страну к важным изменениям, имевшим место во время ее правления в области искусства. Так называемый «елизаветинский ренессанс» проявился в архитектуре, музыке и особенно в литературе с такими писателями, как Джон Лили, Кристофер Марлоу и, главным образом, Уильям Шекспир. То были подлинные создатели английской национальной литературы. Что касается экономики, то во время ее правления началось развитие современной Англии. Ее религиозная политика позволила многочисленным беженцам, спасающимся от репрессий в Нидерландах, поселиться в ее владениях, что вместе с правительственным протекционизмом способствовало развитию текстильной промышленности. Рост коммерческой активности и соперничество с Испанией привели к бурному развитию военно-морской промышленности.
К 1598 году Елизавета по словам резкого придворного, казалась «изможденной, украшенной драгоценностями мумией». Лысая, увядшая и нелепая, она все еще притворялась для своих подданных воплощением совершенной добродетели, справедливости и красоты. Постепенно она погрузилась в тень, предвещающиую смерть. Агония была жалкой. Хотя ее тело было покрыто язвами, она продолжала приказывать, чтобы ее роскошно одевали и украшали показными драгоценностями. Она не переставала улыбаться, показывая свои тощие десны каждый раз, когда амбициозный и льстивый придворный ухаживал за ней с плохо скрытой ухмылкой отвращения на его губах. Она умерла 24 марта 1603 года, назначив своим преемником Якова I Английского и VI Шотландского, сына Марии I Стюарт, что положило начало процесса объединения двух королевств. Ее последним жестом было положить на грудь руку, на которой она носила коронационное кольцо. Это свидетельство союза, более сильного чем брак, королевы-девственницы с ее королевством и ее возлюбленным народом.
Спасибо всем, кто прочитал статью до конца.
Снова публикация не получилась краткой. Великую личность в двух словах не описать.
На этом я заканчиваю освещать Тюдоров. Единственный, кто обделен моим вниманием-Генрих VII. Однажды я вернусь и к нему.
Если Вам нравятся мои статьи-подписывайтесь на канал.
Помните, я пишу только для Вас.